18.08.2010 | 19:37

Азбука музыкального жонглирования – третье издание учебника Гараняна

«Джазмен – это жонглер, который работает не с шариками, а с гармониями» – эти слова британского музыкального критика Бенни Грина, пожалуй, лучше всего передают суть джаза. Для нескольких поколений отечественных музыкантов «азбукой музыкального жонглирования» стал учебник Георгия Гараняна «Основы эстрадной и джазовой аранжировки». Уже более тридцати лет по нему занимаются студенты и повышают квалификацию преподаватели музыкальных ВУЗов стран. В этом году вышло новое? дополненное издание легендарного учебника. Рассказывают«Новости культуры».

На вручении дипломов в Академии музыки имени Гнесиных вместе с дипломом выпускники получают новое издание учебника Георгия Гараняна. Его держит в руках и Анатолий Кролл. Один корифей отечественного джаза листает труд другого маэстро перед репетицией со студентами Гнесинки.

Молодые музыканты «Академик-бэнда» прекрасно играют. Но настоящее будущее в джазе ждет только тех, кто научится мастерству аранжировки и композиции. Без учебника Гараняна здесь не обойтись.

«Молодым музыкантам, с которыми работаю последние годы, а для них в первую очередь и предназначена эта книга, я постоянно говорю: вы научились хорошо играть на инструментах, но не забывайте, что в джазовых традициях необходимо еще и освоить аранжировку», – подчеркивает Анатолий Кролл.

Этот путь прошли и Дюк Эллингтон, и Гленн Миллер, и сам Георгий Гаранян. С позиции музыканта-любителя и шестого саксофониста в оркестре Олега Лундстрема он вырос до руководителя ансамблей и биг-бэндов. Сам писал аранжировки, сам дирижировал их исполнением. В 1978 году музыкант написал учебник «Аранжировка для эстрадных, инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей».

«Первые осмысленные аранжировки были сделаны, потому что я обращался к этой книге», – замечает пианист, дирижер, аранжировщик Сергей Жилин.

Каждое слово своей книги автор подтверждал на практике. Любая пластинка ансамбля «Мелодия» под руководством Гараняна изобиловала красивыми и эффектными аранжировками.

Наряду с учебниками Юрия Чугунова, Даниила Браславского и Юрия Саульского, книга Георгия Гараняна прочно вошла в обязательный минимум для начинающих аранжировщиков и бэнд-лидеров. Ее отличала ориентация на практику и доходчивость.

«Он никогда не говорил витиевато, всегда просто», – говорит Анатолий Кролл.

Учебник Гараняна переиздавали в 1986 году. В 1989 он дополнил его главой «Музыка и компьютер», разделом об аранжировке для больших оркестров, а также новыми справочными материалами, и сдал в издательство «Музыка». Неожиданно деньги закончились, права перепродали, рукопись затерялась в руках неблагонадежного издателя. Книга увидела свет только спустя двадцать лет. Но даже эти проволочки не уменьшили ее актуальность.

«Я бы посоветовал эту книгу любому музыканту, работающему в джазе. Штриховые несоответствия и так далее – в этой книге все есть», – заверяет Сергей Жилин.

Сам Георгий Арамович считал этот учебник одним из главных своих достижений.