19.08.2010 | 19:35

В Петербурге решается судьба заброшенного кинотеатра "Москва"

В Петербурге решается судьба заброшенного кинотеатра «Москва». Примерно через месяц Комитет по охране памятников города должен рассмотреть экспертное заключение архитекторов о сохранности здания и вынести ему вердикт. При неблагоприятном прогнозе образец архитектурного авангарда будет полностью перестроен и перепрофилирован. Рассказывают «Новости культуры».

Даже пустующий, с выбитыми стеклами, частично затянутый сеткой кинотеатр «Москва» все равно поражает воображение. За много лет впервые внутри разрешают телесъемку, экскурсию ведет архитектор Рафаэль Даянов. Фильмы в «Москве» прекратили показывать в начале девяностых. В 2004-м двери здания заколотили, затем здесь был пожар. Два с лишним года назад памятник регионального значения продали.

Жаль, что не сохранились люстры и мебель. Однако освобожденное от таких деталей пространство даже выигрывает. Виден замысел зодчего. «Москву» возвели в 1939-м по проекту Лазаря Хидекеля. Это первый в СССР трехзальный кинотеатр, где фильмы демонстрировали непрерывно. В рабочем районе появилось место отдыха, куда устремились массы. Новый владелец изменит функцию здания - он собирается устроить здесь два выставочных зала и ресторан. Третий кинозал, расположенный в центре архитектурной композиции, показался пригодным для устройства офисного центра.

«Если поднимется это пространство - ничего страшного не будет. Для нас главное - сохранить главный фасад, фойе», - объясняет глава архитектурной мастерской Рафаэль Даянов.

Иными словами - памятник регионального значения сохранят частично. Останется фасад с лепниной Игоря Крестовского. Лестница, вестибюль и фрески работы неизвестного мастера. Красная площадь, Московский университет, школьницы в передниках с крылышками - они были созданы уже после 1953-го в стиле сталинского ампира. А третий кинозал разобьют на этажи и сделают выше. Можно ли перестроить часть кинотеатра - этот вердикт вынесут в Комитете по охране памятников в сентябре. Пока чиновники отказываются от интервью - они еще не видели результатов экспертизы.

Глава архитектурной мастерской Рафаэль Даянов говорит, что все изучил - кирпичи при возведении третьего зала клали кое-как и стены ветхие. Сохранить их сложно. Интересно, что мастерская Даянова сама делает экспертизу памятника, и она же получает заказ на его реконструкцию.

«Абсолютно невозможно, когда сам исполнитель работ одновременно - автор экспертизы. Экспертиза должна быть независимая. А он у нас защитник, он и ДК Капранова спас», - говорит историк архитектуры, заведующая отделом музея истории Петербурга Мария Макагонова.

Кинотеатр «Москва», как говорят историки, создан в период перехода от авангарда к сталинскому классицизму в архитектуре. Декор более поздний. А вот объемы - это безусловный авангард. Во всем мире памятники авангарда берегут, как зеницу ока, в Германии 60 таких зданий включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, у нас - ни одного. «Москва» имеет статус регионального памятника, и такой статус не может защитить.

«Очень легко получить справку, что аварийное состояние, его снесут и воссоздадут, но это уже не памятник. ДК Капранова снесли и воссоздали. Но потеряна целостность и аутентичность, это новодел», - отмечает член-корреспондент РААСH, профессор СПБГАСУ Юрий Курбатов.

Именно Рафаэль Даянов был автором историко-культурной экспертизы, а затем и реконструкции дома культуры имени Капранова. Между тем, примеры того, как берегут и реставрируют памятники архитектурного авангарда, есть. И не только в Европе, но в Екатеринбурге, или, например, в Выборге. В Петербурге авангард по-прежнему ценит только небольшая группа исследователей. Те, кто изучает наследие, но отнюдь не те, кто строит сам.

Все материалы темы>>>