20.08.2010 | 12:16

Печать. 20 августа 2010 года

Между небом и землей. Для того, чтобы увидеть новое творение британского скульптора Энтони Гормли, зрителям придется забраться на высокогорное пастбище. Эта и другие темы сегодняшних газет – в обзоре «Новостей культуры».

***
Ох, уж этот Гормли! Об очередной удивительной работе известного британского монументалиста рассказывает сегодня газета «Ведомости». На высокогорном пастбище в Австрийских Альпах появились сто скульптур в человеческий рост. Они изображают инопланетян, которые совершают тур по Земле. Прежде творения Энтони Гормли можно было увидеть в воде норвежских фьордов, среди античных развалин в Средиземноморье, на крышах Лондона и на Манхэттене. И вот, теперь мастер добрался до гор. Статуи, моделью для которых стал сам художник, расположились на площади 150 квадратных километров и на высоте 2039 метров над уровнем моря. Они вписаны в ландшафт и не пытаются притвориться ни частью привычного мира, ни частью мира огромных высот, как рассказывает сам Гормли. Они находятся где-то между. Своего рода посредники между долинами, где живет человек, и вершинами.

Гормли считает искусство скульптуры атавизмом. С идеей статуи как публичного утверждения некоей ценности, идеализации героя, красоты в наше время покончено, говорит он. Искусство сегодня должно отвечать на новый вызов. Мы живем в цифровую эпоху, где все образы мгновенно передаются, стираются и заменяются. А скульптура, напротив, настаивает на опыте полученном из первых рук, на восприятии вещей такими, какие они есть на самом деле.

***
«Фауст» – это философское рассуждение, что-то вроде эссе. Это завершение размышлений о человеке, его месте в истории, в мире, об ответственности его за проявления собственной деятельности. Эти слова не о бессмертном произведении Гете, а о режиссере Александре Сокурове. Мэтр продолжает кропотливую работу над картиной «Фауст», пишут «Аргументы и факты». «Оригинал будет на немецком языке, – говорит Александр Сокуров. – Мы пока не делаем русской версии: нет заявок ни от одного прокатчика, ни у кого нет желания посмотреть фильм. В Европе картину берут, планируется прокат в разных странах. Но в России ее показать удастся, если только сверху надавят». Сокуров сокрушается по поводу того, что в России продолжает обесцениваться талант, теряют себя человек и культура, а на первое место выходит власть денег. «Наша страна очень маленькая, в смысле культуры, хрупкая. В условиях стирания границ в мире, в том числе и между культурами, русской культуре, если мы не будем сопротивляться, не устоять». Полная версия интервью Александра Сокурова – в «Аргументах и фактах».

***
Только «Труду» из всех печатных изданий страны удалось попасть на 75-летие Олега Табакова. По словам Олега Павловича, он сделал для издания исключение, потому что ему нравится слово «труд» и то, что за ним стоит. В своих учениках он воспитывает именно трудолюбие. Сергей Юрский подарил Табакову первобытное орудие труда – лом, который, в принципе, можно использовать прямо по назначению, а можно считать символом пожелания – чтобы в МХТ, которым руководит Олег Павлович, всегда был «лом зрителей». Поздравляли Табакова долго, дарили много, говорили от души. Но самые именитые воспитанники мастера Евгений Миронов и Владимир Машков поздравить Олега Павловича лично не смогли. По этому поводу в ноябре Табаков пообещал еще раз отметить день рождения – на этот раз со всеми учениками.