21.08.2010 | 22:15

Анатолий Гладилин: "ХХ век войдет в историю как век книги"

Анатолий Гладилин отмечает сегодня 75-летие. Ему было всего двадцать, когда первая опубликованная повесть принесла писателю мгновенную и громкую славу. Именно тогда время оттепели породило целую плеяду блистательных авторов, сформировавших новое направление в отечественной литературе. Анатолий Гладилин – один из самых ярких. Он и теперь продолжает писать, но уже во Франции. Изредка наведывается на Родину, следит за новинками русской литературы и с легкой грустью вспоминает годы, когда слову поэта или прозаика внимали многотысячные залы. Рассказывают «Новости культуры»

Советские дикторы не могли рассказать о причине происходившего в стране литературного бума. Впрочем, все и так знали: на смену рассказам о передовиках производства пришли новые. Их герои ищут, ошибаются, никогда не лгут. Именно этого так долго ждали уставшие от лозунгов советские читатели. Теперь они жадно слушали и рукоплескали молодым и дерзким – Евтушенко, Вознесенскому, Ахмадулиной, Аксенову и Гладилину. Впрочем, именно Анатолий Гладилин в этом списке был первым. С его повести «Хроника времен Виктора Подгурского» история шестидесятников началась еще в 1956 году.

«Мало кому выпадает столь прекрасная доля стать основоположником литературной школы. Не намеренно, а невольно. А Толе удалось. После "Хроники времен Виктора Подгурского" появилась молодая литература. Еще ее называют исповедальной прозой. Потом стали появляться такие, как Аксенов, и я в том числе», – рассказывает писатель Георгий Садовников.

Вместе с Аксеновым и Гладилиным они часто прогуливались в Переделкине. Здесь открывали для себя Платонова и Булгакова, спорили и придумывали новые идеи. Из них троих набольшее признание получит Аксенов. Именно его многие будут считать родоначальником новой литературы. Это не обидит Гладилина и не разрушит дружбу. А все благодаря особой гладилинской мудрости, считает писатель Евгений Попов: «Он никогда никому не завидовал. Вот, у него есть слава. Вдруг появляется какой-то Аксенов, по нынешним временам – конкурент. Он все понял, и это такое достоинство!».

Александр Кабаков помнит, как «Хроника времен Виктора Подгурского», напечатанная в журнале «Юность», буквально перевернула его жизнь, как он читал другие гладилинские произведения с особой жадностью.

«Любой человек его поколения, моего поколения и младше, помнит такие названия, как "История одной компании", "Дым в глаза" – блистательная проза шестидесятых. "Французская Советская Социалистическая республика" – прекрасная сатира на то, что происходит на Западе, в Европе», – говорит Кабаков.

Сатиру на Запад Анатолий Гладилин писал, уже будучи в эмиграции. Во Франции появился и его роман, который он назвал лучшим. «Тень всадника» – о герое, который проживает несколько жизней и в каждом воплощении влияет на ход истории. Презентация новой книги прошла в России. Она отличалась от прежних, когда писатель собирал многотысячный зал. Сейчас все прошло почти по-семейному.

«ХХ век войдет в историю как век книги. Это было высшим достижением писательского искусства, и, видимо, на этом все и закончится», – полагает Анатолий Гладилин.

Впрочем, сам он заканчивать писать не собирается. Упрямый оптимизм правдоискателя требует новых идей. Обещает, что его будущие произведения не станут просто мемуарами. А его друзья верят: шестидесятников будут помнить еще долго, и не только благодаря их прежним заслугам.