23.08.2010 | 11:15

Усадьба графов Чернышевых Ярополец: запустение вместо реставрации

Усадьба графов Чернышевых Ярополец под Волоколамском, которую часто называют «русским Версалем», встречает одну из главных дат своей истории в запустении. В этом году исполняется 250 лет со дня взятия Берлина в ходе Семилетней войны фельдмаршалом Захаром Чернышевым. Именно по его приказу и были созданы великолепный дворец и регулярный парк. Дворцово-парковый ансамбль в Яропольце разделил судьбу многих знаменитых русских усадеб, разрушенных в годы революции и Великой Отечественной войны. Однако наибольший урон был нанесен имению в мирное время. Сейчас памятник федерального значения находится на балансе Московского авиационного института. Но реставрация уникального строения в планы «домоуправителя» не входит. Рассказывают «Новости культуры».

 

Фельдмаршал Захар Чернышев был одним из фаворитов Екатерины, блестящим полководцем, московским градоначальником и очень амбициозным человеком. Поэтому за образец для своей усадьбы в Яропольце он взял Версаль. На плане имения видны пять лучей-проспектов, расходящихся от центральной площади – почти так же, как в резиденции французских королей. «Красотой и великолепием с наилучшими в Европе увеселительными домами равняться может» – так об усадьбе написано в «Атласе Российской империи» конца XVIII века.

«Даже сама Екатерина, посетившая дворец в 1775 году, высказалась в том духе – это передает газета «Санкт-Петербургские ведомости» – что будь Ярополец поближе к Москве, она бы выбрала его в качестве загородной резиденции», - отмечает историк архитектуры Андрей Чекмарев.

Но «русскому Версалю» не суждено было дожить до наших времен. После революции почти все ценности из усадьбы вывезли. В двадцатые в главном доме расположился пансионат, а перед Отечественной войной – госпиталь. В годы оккупации здесь почти три месяца стояли вражеские войска. Хроника тех лет в красках рассказывает, как вели себя фашисты в расположенном поблизости Волоколамском краеведческом музее.

«Оккупанты разрушили музей. Уничтожили все экспонаты. Даже шкуру с медведя содрали». Фрагмент  фильма «Антонина и русский Версаль», режиссер Роман Волков. Этот фильм посвящен единственному человеку, который помнит усадьбу Чернышевых до войны и может об этом рассказать.

Больше полувека Антонина Павловна Кожемяко собирала свою коллекцию. В нее входят уникальные экспонаты, например, мраморная плита с надгробия Чернышева.

«Я мимо этой усадьбы Чернышевых до войны ходила каждый день в школу в 39-м году. Идешь 5 километров. Устанешь. А красота была неописуемая. Сам дворец яркой белизны. Вся лепка была золотом покрашена, и ворота с гербом. И сам этот огромный двор – розарий бесподобный. До сих пор постоишь, полюбуешься – и дальше пойдешь», - рассказывает директор Ярополецкого народного краеведческого музея Антонина Павловна Кожемяко.

Так усадьба выглядела после войны. В 81-м году началась масштабная реставрация: были восстановлены стены и крыша. Но наступила перестройка, и работы прервали.

Сегодня от былого великолепия не осталось почти ничего. Только белые фрагменты между кирпичными вставками напоминают о том, как выглядела усадьба двести лет назад. Главные знатоки ансамбля – местные мальчишки, излазившие здание вдоль и поперек. Об истории усадьбы представление у них весьма смутное.

Ребята почти угадали. Правда, Пушкин бывал не здесь, а в соседней усадьбе Гончаровых, когда гостил у тещи. Это имение гораздо скромнее и никогда не могло претендовать на звание «русского Версаля». Но ему повезло больше.

В 1959-м году обе усадьбы были переданы в ведение Московского авиационного института. Здесь предполагалось создать пансионаты для студентов. Начать решили с дворца, где бывал Пушкин. В итоге один дом отдыха построили, а до второго руки так и не дошли. После косметического ремонта 81-89-го годов было несколько попыток привлечь частных инвесторов. В 2004-м году это почти удалось.

«Уже мы вышли практически на составление бизнес-плана. Но сотрудничество не состоялось, так как бизнес-план был рассчитан на 10 лет, и экономически это было не выгодно», - объясняет проректор Московского государственного авиационного института Александр Наумов.

В министерстве культуры еще в 2003 году решили передать Черныши в ведение «Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры». Когда это состоится, у ансамбля появится шанс на реставрацию. Но пока решение остается только на бумаге.

Главное здание усадьбы еще может дождаться реставрации. А вот церковь Казанской Божией Матери – вряд ли. Сегодня любой желающий может залезть внутрь церкви через оконный проем и увидеть, во что превратилось некогда грандиозное сооружение.

«Никакие тридцатые годы разрушительные, ни даже Отечественная война, которая здесь наделала много бед, в гибели этого храма не виноваты. Это все результат откровенного вандализма и местных жителей и приезжих хулиганов…», - убежден историк архитектуры Андрей Чекмарев.

Историк архитектуры Андрей Чекмарев считает, что воссоздать интерьер храма уже практически невозможно. Даже если в ближайшее время найдутся деньги на реставрацию, можно будет восстановить только внешний вид церкви.

Эта колокольня была построена потомками Чернышева в середине XIX века. В совестское время ее приспособили под водонапорную башню. Сегодня она, как и церковь Казанской Божией Матери, отдана на откуп искателям приключений и вандалам. Если государство не изменит своего отношения к усадьбе Чернышевых, этот памятник ждет разрушение.

Все материалы темы>>>