24.08.2010 | 11:52

Абашевская игрушка

Палехские лаки, вологодское кружево… список самых «узнаваемых» российских художественных «брендов» достойна продолжить абашевская игрушка. В начале XX века гончары села Абашево Пензенской губернии столкнулись с тем, что изделия ручной работы вытесняет безликая посуда массового производства – и нашли способ сохранить уникальный промысел. Так родились расписные глиняные фигурки-свистульки, изображающие сказочных зверей. При этом «игрушечным делом» в Абашеве занимались преимущественно мужчины. Эта традиция продолжается и сегодня благодаря пензенскому художнику Евгению Соловьеву. Рассказывают «Новости культуры».

 

Этот круг для Евгения Соловьева стал смыслом всей жизни. Ранее он работал косторезом на Чукотке. Делал сувениры из моржовой кости. Позже увлекся керамикой и гончарным искусством. В мастерской до сих пор висит портрет его первого учителя - народного мастера Тимофея Зоткина.

«Он днем трудится, а я ночами, чтобы не мешать ему. Крутишь, крутишь, что-то там не получается, смотришь - там уже соловьи поют, уже утро наступило», - говорит гончар Евгений Соловьев.

Труды не прошли даром. Одной из первых серьезных работ Евгения Соловьева стала птица феникс. На нее мастер потратил больше месяца. Затем из глины он начал лепить вазы, чайники и другие предметы домашней утвари. Сейчас трудится над гончарной свистулькой, на его счету уже более тридцати тысяч абашевских игрушек.Процесс работы над такой игрушкой занимает не более получаса.

В зале по соседству - готовые работы мастера. Особая гордость – вот этот собственный бюст из глины. Сейчас Евгений Соловьев осваивает чернолощение керамики. Ваза, имитированная под металл, издает характерный звон и водонепроницаема. Фантазия мастера не знает границ. Вот персонажи былин - богатыри на конях. Но самой сложной стала работа над самоваром. По признанию Евгения Соловьева, сделать нужную форму на гончарном круге получается далеко не сразу.

«Сложность в том, что здесь форма большая, и внизу идет утоньшение, в этих местах чуть перетянул или глина не выдержала, и все, он сразу падает на бок и - начинай сначала», - объясняет он.

Для обеспечения необходимой пластичности материала мастер готовит специальный состав — шликер. В нем измельченная обожженная глина - шамот. На электрическом круге Евгений вылепливает форму. После чего выдерживает в печке при температуре 850 градусов, покрывает масляной краской, наносит глазурь - сувенир готов.