25.08.2010 | 16:57

В Петербурге началась "Метромания"

Метрополитен как социальный, культурологический и даже философский феномен представлен на выставке "Метромания", открывшейся сегодня в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. В проекте принимают участие фотографы нескольких поколений, работающие в разных жанрах и стилях.

Метрополитен – привилегия мегаполиса и неотъемлемая часть его жизни. "Осторожно, двери закрываются", "Не бегите по эскалатору", "Не прислоняйтесь" и прочая звуковая и визуальная сигнатура метро прочно вошла в повседневную жизнь горожан. В каждодневной спешке они часто не обращают внимания на красоту подземных станций и их многоликую жизнь. Кроме того, метро активно формирует пространство вокруг выходов на поверхность, вмешиваясь в архитектуру, создавая уникальные субкультуры. К нему стягивается наземный транспорт, около него возникает торговля с рук и в "шаговой доступности", здесь назначаются деловые встречи и свидания.

В экспозиции представлены видовые и жанровые фотографии, фиксирующие наземную жизнь городского пространства в окрестностях станций Петербургского метрополитена. Инициатор и куратор выставки Александр Китаев в снимках 1986 – 2003 годов из цикла "Лики Сенной" показал перемены в облике одной из главных площадей северной столицы на протяжении почти двух десятилетий в связи со строительством здесь станции метрополитена.

Творческий, подчеркнуто "неоткрыточный" взгляд на архитектуру наземных станций представлен снимками Олега Федулова и Александра Малкина. Игорь Лебедев в серии "Площадь Стачек" соотнес мифологизированные скульптурные образы декоративного убранства станции "Нарвская" с реальным обликом современных пассажиров. А ироничная серия снимков Алексея Голикова повествует о знаменитой "барахолке", которая многие годы ассоциируется у горожан со станцией метро "Удельная"".

Большинство фотографов снимают так называемые уличные типажи – торговцев, музыкантов, попрошаек, случайных прохожих. Лица этих людей можно увидеть на жанровых снимках многих мастеров. Особое место в экспозиции занимает цикл старейшины петербургских фотографов Павла Маркина, возвращающий к моменту открытия Ленинградского метрополитена в 1955 году. На снимках более чем полувековой давности не только первые метростроители, первая электричка и первые пассажиры, но и фоторепортеры, первыми запечатлевшие визуальный облик метро.