26.08.2010 | 11:31

Петр Тодоровский сегодня отмечает 85-летие

85 исполняется сегодня Петру Тодоровскому. Его роман с кинематографом можно назвать военно-полевым. Во ВГИК его привела Великая Отечественная. Еще на фронте, потрясенный мастерством военных операторов, Тодоровский решил, что если выживет, то освоит эту профессию. Полученный в 1954 году операторский диплом так и остался для Петра Тодоровского единственным, но не главным. В основе его классических режиссерских, сценарных и даже композиторских работ – только личный опыт и желание рассказать человеку о человеке. По словам юбиляра, это единственная достойная тема. Подробности - у «Новостей культуры».

Он, конечно, знает, что актеры его не просто любят – обожают. Режиссер Тодоровский единственный, у кого настроение на площадке несмотря ни на что одно – улыбчивое. Про работу с актерами Тодоровский говорит, что она ювелирная. Он и сам снимался в кино дважды, вспоминает об этом с ужасом. «Первые два дня я ловил себя на том, что стараюсь быть хотя бы естественным, таким, каким я есть, ничего не изображать, ничего не играть», - признается мастер.

Играть Тодоровский любит за кадром. «Весну на Заречной улице» он не только снимал как оператор, но озвучивал: соло на гитаре его. В фильме «По главной улице с оркестром» - его руки и его же музыка. Музыку не сочиняет, она, говорит Тодоровский, как-то сама появляется. Как именно это происходит, для него, почти потерявшего слух на войне, до сих пор большая загадка. На фронт Петр Тодоровский ушел в 19 лет, войну не прошел – прожил. Шинель не по росту - с убитого, окопы, передовая, атаки, и смех любимой женщины комбата, солдаты называли ее королевой фронта. В «Военно-полевом романе» смеяться так будет Наталья Андрейченко.

О войне Тодоровский впервые рассказал еще в «Верности», своем первом фильме, главном - памяти друга, детдомовца, погибшего от снайперской пули. Войне, которая, конечно, не отпускала, он посвятит еще много, но почти нигде не будет ни перестрелок, ни наступлений, ни грандиозных сражений. Главное, признается Тодоровский, - это человек, на войне или после нее, в городке военном.

«Анкор, еще анкор!» не приняли те же военные, критиковали, говорили, что такого не было и быть не могло, к совести взывали и раньше. «Интердевочка» - перестроечная бомба. Как заслуженный, фронтовик мог пойти на такое, нарушить табу? 40 миллионов зрителей за один только 1989 год посмотрели эту картину. Все, кажется, ожидали одного, а получали совсем другое.

Народная артистка России Елена Яковлева рассказывает: «Я была на сто процентов уверена в Петре Ефимовиче Тодоровском, что это не судьба падшей женщины, или занимающейся древнейшей профессией. Я знала, что это будет судьба просто женщины в первую очередь, потому что для Петра Ефимовича женщины, это, мне кажется, все».

«Петра Ефимовича мы между собой называем, да и не только между собой, женской души мастер, - признается народная артистка России Ирина Розанова. - Он настолько женский режиссер и настолько знает женскую природу».

Слово «женщина» Тодоровский и произносит как-то особенно - мелодично, мечтательно, называет неразгаданной тайной, снимать их любит, но и испытывает. Петр Тодоровский – режиссер зимний. «Снег, - говорит он, - покрывает все маразмы, которые вокруг, вместе с тем белое очень красиво, зимой актеры естественно себя ведут. Когда мороз сильный, то и они приподнимаются».

Про свой юбилей говорит, дата, конечно, серьезная, но о работе все равно мечтает: три сценария ждут.

К 85-летию Петра Тодоровского наш телеканал покажет творческий вечер режиссера под названием «Кинематографический роман». Смотрите сегодня в 20 часов 45 минут. А следом в эфир выйдет художественный фильм «Был месяц май»