26.08.2010 | 12:58

Что беспокоит защитников петербургских трамваев?

Возле Петербургского Музея электротранспорта вот-вот начнут работать буровые установки: на территории его парка планируется строительство комплекса зданий. Самое малое, что грозит музею, это существенное сокращение площадей. Основа его коллекции – трамваи и троллейбусы, которые когда-то ходили по улицам города. Все они в рабочем состоянии, хотя их собратья уже давно покинули городские мостовые. Музей расположен в ангарах бывшего трамвайного парка на Среднем проспекте Васильевского острова. Что именно беспокоит защитников петербургских трамваев? Рассказывают «Новости культуры»

Трамвай, который поворачивает со Среднего проспекта в парк имени Леонова, – редкое зрелище. Случается это только тогда, когда закрывают для движения определенные улицы, и бывший трамвайный парк используют как резервное кольцо. Войти внутрь нельзя. Руководство Горэлектранса не разрешает проводить съемку и отказывается от комментариев. За оградой можно увидеть ржавые рельсы, промышленные здания начала ХХ века. Красный кирпич кое-где раскрошился, знаменитую трубу котельной уже снесли.

На территории трампарка находятся три больших кирпичных ангара. Каждый разделен капитальной стеной на две части. Удивительно, но комитет по охране памятников снял охранный статус с самых старинных частей ангаров, с которых начиналось трамвайное движение в Петербурге.

У защитников музея электрического транспорта есть все основания бить тревогу. Можно увидеть снимки, сделанные внутри старинных ангаров и рядом с ними. Отметки на земле были сделаны десять дней назад. Они означают, что в ближайшие дни здесь будут проводить буровые работы. Это значит, инвестор хочет выяснить состав грунта и определиться с фундаментом будущих зданий. Решение о бурении было принято после вердикта комитета по охране памятников. Фактически, это означает, что инвестор получил право сносить части построек и строить новые здания.

Архитектор Михаил Мамошин по договору не имеет права показывать свой проект под названием «Телефабрика». О сроках можно только догадываться. Мамошин должен завершить проект в сентябре этого года.

На кадрах, снятых в декабре прошлого года, можно увидеть Музей электрического транспорта. Ретро-вагоны расположены внутри ангаров. Пока ангары целы. Но если площади станут вдвое меньше, то совершенно не ясно, куда денется часть вагонов.

«Можно забыть о том, чтобы создать единый музей городского электрического транспорта. Разместить его на территории, которую отводит Телефабрика, невозможно», – заверяет историк электротранспорта Владимир Федоров.

Музей трамваев останется, но сколько здесь будет экспонатов, непонятно. Тем более, что раритетные вагончики никак не защищены. Музей трамваев по-прежнему находится в ведении Горэлектранса, а не комитета по культуре. Уникальные экспонаты, которые с таким трудом восстанавливали в 1990-х, не имеют сертификатов памятников. Вокруг этой истории много загадок.