26.08.2010 | 19:34

Путешествие в историю Петербургского метро

Метро как культурологический феномен. Самый популярный и демократичный вид транспорта, помимо утилитарной функции – перевозки граждан, выполняет роль организатора окружающей среды. Связанные одной ветвью, окраины города и центр начинают жить единым социально-эстетическим пространством. Появление метро в российских городах порой до неузнаваемости меняет их облик и статус. Само же метро остается «государством в государстве», со своими законами, режимом, традициями и привилегиями. Подумать об этом предлагает выставка «Метромания», открывшаяся в Петербурге в бастионах Петропавловской крепости. Рассказывают «Новости культуры»

Эта выставка, словно путешествие во времени. Посетитель будто попадает в Ленинград пятидесятых годов прошлого века. В экспозиции представлены уникальные снимки. К примеру, на одной фотографии можно увидеть первый электропоезд, первых машинистов и первых пассажиров.

Площадь Восстания. Радостные лица комсомольцев. Снимок, сделанный детской рукой на непрофессиональную камеру, сейчас стал историческим документом, дополненным воспоминаниями.

«Отец с работы принес два пригласительных билета, а в семье нас было четверо – кроме меня еще был мой младший брат Володька. И все мы переживали – а пустят ли нас на открытие метро? Нас пустили, и в тот день можно было бесконечно кататься по лестнице-кудеснице, и был самый большой праздник для всей малышни. Мы, наверное, по сто раз катались», – рассказывает фотограф Павел Маркин.

Здесь все кадры уникальные, ведь снимать в Петербургском метро запрещали. «Нельзя» звучало пятьдесят четыре года. За фотографию «Подаяние», сделанную в 1986 году, автора едва не увезли в милицию. Летом прошлого года снимать в подземке разрешили – к всеобщей радости документалистов. Впрочем, куратор выставки Александр Китаев говорит: эта экспозиция не о метро, а, скорее, о людях. К примеру, по тому, как пассажиры передвигаются под землей, можно узнать, откуда они приехали.

«В Петербургском метро в голову никому не приходит бежать вверх по эскалатору, а в Москве все бегут. Мы стоим справа, а в Москве с ног собьют», – замечает Александр Китаев.

Документальный репортаж. Непостановочные кадры под землей и на земле. Серия «Лики Сенной площади» отражает, как менялось историческое пространство города. Не открыточные виды Удельной, знаменитая барахолка... Одним словом, необычные жанровые съемки жизни Петербурга под названием «Метромания».

Из Петропавловской крепости выставка, возможно, переедет в метро. Фотографии развесят на станциях, в вестибюлях, в переходах. Эту идею художники хотели обсудить с руководством петербургской подземки прямо на открытии выставки, однако на открытие выставки никто из сотрудников метрополитена так и не приехал.

Читайте также:
В Петербурге началась "Метромания"