27.08.2010 | 11:07

"Московская премьера" стартует в День российского кино

69 новых работ ведущих кинорежиссеров России и ближнего зарубежья представлены в программе Восьмого кинофестиваля «Московская премьера». Смотр открывается сегодня - по традиции в День российского кино. Кроме новинок сезона, порадуют и классикой. В этом году самая масштабная ретроспектива «Московской премьеры» посвящена Георгию Данелии, только что отметившему 80-летие. Кстати, мэтр отечественного кинематографа по первому образованию архитектор. Волшебный мир кино в ряды своих служителей затягивает, ради кино меняют профессии, и меняется жизнь. Подробнее рассказывают «Новости культуры».

Режиссер Хотиненко особенно гордится выбором натуры для фильма «Макаров». Здания в стиле конструктивизм – кажется, он до сих пор помнит лекции в Свердловском архитектурном институте. Он ведь тогда на Ленинскую стипендию тянул. «Я не получил Ленинскую, потому что у меня нашли вдруг тройку на первом курсе по истории КПСС, а так бы я получил Ленинскую стипендию, причем один из первых в архитектурном институте», - вспоминает Владимир Хотиненко.

Знаменитый дом Наркомфина студент Хотиненко изучал в разрезах, чертежах и проекциях, у теперь режиссера это одна из любимых построек в Москве. В советском Свердловске мечтал о чем-то похожем на Центр Помпиду в Париже, идею, конечно, не приняли. Архитектором Хотиненко не стал, но в душе им остался, ему это кино снимать помогает: мыслить пространством, как в институте учили. Строит теперь не из камня - из кадров, строит не здания – миры и иллюзии. «Сейчас, когда я вдруг представляю себе, а что если бы я не стал режиссером, мне становится дурно», - признается мастер.

Александр Митта на этих рисунках теперь студентов учит, когда-то почти такими же карикатурными зарабатывал в журналах. Художником мечтал быть всегда, но ему, выходцу из семьи врагов народа, где почти всех мужчин расстреляли, а женщин отправили в лагеря, профессия нужна была другая – солидная и крепкая, Инженерно-строительный институт, специальность – градостроение. «Однако кончил институт, 1955 год, Сталин помер. Что-то стало просматриваться, как будто что-то намечается другое, и можно было подумать о кино», - говорит режиссер Митта.

В кино ворвался с лентой «Друг мой, Колька!..», за фильм «Звонят, откройте дверь!» был награжден в Венеции, но потом многие его фильмы от цензуры страдали: из «Сказа про то, как царь Петр арапа женил» вырезали сцены, в знаменитом «Экипаже» пришлось менять финал.

«Оно тебя засасывает, и очень ревниво отсеивает все остальное, наверное, бы стал журналистом, стремящимся написать сценарий и поставить фильм», - признается Александр Митта.

На факультет психологии МГУ Алексей Попогребский тогда поступил, изучал психологию личности, был аспирантом. Известен не как ученый - прогремел в кино. Сначала была «Коктебель», потом «Простые вещи»,  в 2010 году он поднял «Медведя» над Берлином. Впервые за столько лет фильм российского режиссера «Как я провел этим летом» взял главные награды Берлинале. Эту ленту потом оценили бывшие коллеги-психологи. «Ни у одного психолога не возникло вопроса по мотивации персонажей, в отличие от многих наших критиков, - говорит Попогребский. - Ни у одного профессионального психолога ни одного вопроса не возникло».

О психологизме в кино он говорить не любит, непредсказуемость, необъяснимость психики человека не вместить ни в один формат. Лучше слов говорят детали, как в фильме «Мимино» бывшего архитектора Данелии. «То, как он берет боржоми в прекрасной богатой форме капитана международного лайнера, открывает об угол стола - вот она точная психологическая деталь, - говорит Алексей Попогребский. - То, что я называю психологией в кино».

Бывший санитар в психиатрической больнице, студент двух вузов – факультета психологии МГУ и ГИТИСа. Из двух профессий Даниил Спиваковский выбрал одну. Учитель Гончаров его, конечно, предупреждал, что у актера ни нормальной личной жизни, ни хороших гонораров. Однако себя Спиваковский называет счастливым – на его счету больше 60 фильмов. «Мне нравятся фильмы, которые ты посмотришь, и тебе как-то хочется жить, - говорит актер. - Даже если они расстались, даже если что-то у них не так, но хочется жить, хочется радоваться, дарить цветы».

Алла Сурикова знает, как сложно заставить зрителя смеяться. Женщина в кино да еще снимает в жанре, про который говорят «самый трудный» - комедия.
Алла Сурикова признается: «Чувство юмора заразительно. Если ты сидишь в зале, если засмеялся кто-то рядом, ты посмотрел, услышал, и смех рождается и дарится».

Вокруг кино Сурикова ходила долго: филфак университета в Киеве, математическая лингвистика там же. Это ей теперь помогает съемочный процесс организовывать, просчитывать календарно-постановочный план. Смех просчитать почти невозможно, но ей невозможное удавалось. Ее комедии когда-то были лидерами проката, а теперь это классика. «Если бы я не стала режиссером, - говорит Алла Сурикова, - я бы стала кинорежиссером. Потому что не надо отправлять меня к врачу, себе диагноз я поставила сама: я ничего другого не хочу, только снимать, снимать и снимать». 

Читайте также:
Открытие VIII кинофестиваля «Московская премьера»