27.08.2010 | 23:50

Японские барабаны вадайко в "Новой опере"

В Москве второй день привлекает к себе внимание японский музыкант Эйтецу Хаяси – мастер игры на традиционном японском барабане вадайко. Он не только виртуозный музыкант, но и артистичный, искусный педагог. Накануне по ходу мастер-класса он даже успел кое-чему научить российских энтузиастов. Во всяком случае, многие из них отчасти вошли в контакт с древним ударным инструментом. То есть вчера маэстро учил азам, а сегодня демонстрировал класс настоящей концертной игры. Эйтецу Хаяси выступил в московском театре «Новая опера» в сопровождении японского симфонического оркестра. Рассказывают «Новости культуры».

 

 

Барабаны вадайко сравнивают со скрипками Страдивари. Дереву, из которого сделаны инструменты несколько сотен лет. Истории самого инструмента - 14 веков. Правда, единой профессиональной школы игры на вадайко до сих пор нет – убежден барабанщик Эитецу Хаяси.
Эитецу Хаяси: «У нас часто люди в провинции беспорядочно стучат на барабанах. На праздниках когда танцуют, они просто задают ритм. А я говорю о профессиональной технике игры. И моя задача оставить свою школу».

Дебют Эитецу Хаяси был в Карнеги-холл с американским симфоническим оркестром. Вот уже 18 лет он выступает с ведущими коллективами мира, в их числе Берлинский Симфонический оркестр.

Эитецу Хаяси: «Вообще-то я мечтал изучать изобразительное искусство. Но один раз, попробовав поиграть на барабанах, не смог остановиться».

Произведение для японских барабанов с оркестром «Хи-Тэн-Ю» композитор Исао Мацусита написал в 1994 году. Через год после того как возглавил японский симфонический оркестр «Бункью Сивик Оркестр». Кстати, в его составе около ста человек. До этого Исао Мацусита серьезно был увлечен звуками фортепиано, но побывав в Европе и вернувшись в Японию, вдруг вспомнил свои детские ощущения. Когда пару раз ему удалось поиграть на вадайко.

Исао Мацусита: «В Японии с детства привыкают к ритму вадайко. Под эти барабаны танцуют на праздниках. Этот ритм делает здоровее и бодрее людей».

В старину звуки японских барабанов использовали в обрядах и церемониях. В засушливые сезоны с их помощью пытались вызвать дождь, предупреждали людей об опасности. Инструмент также считался храмовым и играть на нем могли избранные. Исао Мацусита решил, а почему бы ему не добавить в симфонический оркестр этнические нотки.

Исао Мацусита: «Я хочу выразить свои переживания и мироощущение на языке, который будет понятен без перевода во всех уголках планеты. Барабаны вадайко – это душа Японии, но их ритм, как мне кажется, понятен каждому человеку на земле».

Как-то композитор попробовал подсчитать - сколько же раз вывозили оркестр и барабанную установку за рубеж на гастроли – получилось около двух сотен концертов. При этом в Германии, например, это сочинение исполняли немцы. Композитор убежден - в сочетании с симфоническим оркестром вадайко - это музыкальный международный язык, учить который не нужно, надо просто почувствовать ритм.

Читайте также:
Эйтецу Хаяси раскрывает секреты игры на японском барабане тайко