08.08.2012 | 10:26

Музыка Прокофьева прозвучала в парке "Сокольники"

В столичном парке «Сокольники» прошла презентация проекта «Симфонический Re:StArt». Традиция летних концертов под открытым небом давно полюбилась горожанам, но этот раз повод особый - 100 лет назад именно в этом месте состоялась премьера Первого фортепианного концерта молодого, еще не известного Сергея Прокофьева. Рассказывают «Новости культуры».

Тот же день, то же место и то же произведение… только 100 лет спустя. На симфонической эстраде парка «Сокольники» накануне вечером вновь звучала музыка Сергея Прокофьева. Именно здесь 7 августа 1912 года состоялось одно из первых исполнений его Первого фортепианного концерта.

В это трудно поверить, но первый прокофьевский концерт не был понят ни критиками, ни публикой. Сразу же после премьеры произведение назвали грубым, варварским и даже футбольным. Кто-то из слушателей крикнул: «Такую музыку нам могут дома показывать кошки!».

Много экспрессии, смелости и даже заимствований. Композитора упрекали, что он издевается над классикой, будто пародирует фортепьянные концерты то Чайковского, то Листа. Уже наши современники поясняют, не пародирует, а апеллирует, только в нарочито экстравагантной форме.

«Молодой Сергей Сергеевич был человеком очень экстравагантным, – рассказывает автор идеи проекта, музыкальный журналист Михаил Сегельман. – Он очень любил эпатировать, очень любил такой некий дух скандала. Другой вопрос, что за этим духом скандала стоит огромная потрясающе глубокая и разнообразная фигура в мировом искусстве».

Спустя годы, первый концерт Прокофьева стал мировой классикой. Вместо упреков в безумстве – хвала ярким и жизнеутверждающим музыкальным решениям.

«В этом произведении действительно есть такие места, которые у меня, когда я слушаю этот концерт, стабильно выбивают слезу, – признается заслуженный артист РФ, солист Московской государственной академической филармонии Александр Гиндин. – Таких мест вообще в музыкальной литературе не так много. И я их для себя знаю наперечет. Как начало «Лебединого озера». Прокофьева здесь много, это и «Золушка», в «Ромео» есть такие куски. И есть такие куски в первом концерте. То, что это было написано молодым человеком, на окончание консерватории, это настолько зрело, совершенно по художественному почерку».

К воссозданию премьеры вековой давности подошли с особым тщанием. Даже рояль на сцене, той же марки, что и сто лет назад.

Симфонический рестарт приурочили к еще одной дате. Двухсотлетию войны 1812 года. Потому в программу органично вплели фрагменты оперы Прокофьева «Война и мир».

«Премьера прошла у нас в конце марта в театре Станиславского и Немировича-Данченко в этом году, – рассказывает исполнительница партии Наташи Ростовой Наталья Петрожицкая. – Я была целых три вечера подряд Наташей и как-то все еще пока в новинку и так же, как выступать сегодня на открытой площадке для меня сегодня первый раз в родном городе».

Для Натальи Петрожицкой выступать на открытой эстраде – в новинку. А вот 100 лет назад премьера в «Сокольниках» могла вывести композитора на самую вершину Музыкального Олимпа, заставить говорить о нем. Проект «Симфонический Re:StArt» – век спустя – как надежда на новую музыкальную жизнь на старой площадке.