02.09.2010 | 13:48

Восемьдесят лет назад родился Андрей Петров

Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения композитора Андрея Петрова. Его музыка, которая звучит в лучших отечественных кинолентах, известна каждому человеку в нашей стране. Именно песни из фильмов принесли ему известность, однако композитор создавал и крупные произведения для концертного исполнения. Сам Андрей Павлович категорически не признавал деления жанров на «легкие» и «серьезные. Во всех его мелодиях – живая интонация эпохи. И в этом секрет их долголетия. Рассказывают «Новости культуры».

 

«А я иду, шагаю по Москве». Одна из самых популярных песен конца шестидесятых. После выхода комедии Данелии «Я шагаю по Москве», вслед за героем Никиты Михалкова, песню стали насвистывать на улице, петь с друзьями под гитару.

Автору мелодии – Андрею Петрову - тогда было 33 года. Он уже написал музыку к нескольким нашумевшим фильмам.  Позже Андрей Петров признавался – он и композитором-то стал благодаря кинематографу.
Увидел биографическую ленту о жизни Иоганна Штрауса. Сто две минуты - пока длился фильм – изменили всю его жизнь. Режиссеры одно время соревновались, у кого больше фильмов с музыкой Петрова. В шутку даже просили композитора музыку к фильмам коллег писать чуть-чуть похуже.

«Я недавно открываю Интернет. "Путь к причалу". Что вы думаете. Титры идут, чтобы петь то ли на японском, то ли на китайском языке. Для них иероглифы, что бы они пели эту песню. Это о чем-то говорит», - уверен певец, актер, заслуженный артист РФ Леонид Серебренников.

Надо не ждать вдохновения, а работать, говорил композитор. Сам он сочинял музыку и во время прогулок, и на заседаниях в президиумах. Чтобы окружающие не догадались, записывал мелодии не нотными знаками, а буквами. Почти все песни Андрея Петрова нашли своих исполнителей. Как, например, в фильме «Служебный роман». «Там нет итальянского бельканто, но соединились и Петров, и Рязанов, и Фрейндлих», - рассказывает композитор Андрей Эшпай.

Другая грань Петрова - оперы, симфонии, балеты. «Сотворение мира» - в Книге рекордов Гиннеса. Более шестидесяти стран представили свои версии этого балета. В числе первых, кто прикоснулся к петровскому «Сотворению мира», были Владимир Василев и Наталия Касаткина.


«Я помню, что я ему показала как-то позочку чертовки из «Сотворения мира». Он покажите еще раз, я еще раз показала. И музыка у него пошла от этой позочки», - вспоминает художественный руководитель Государственного академического театра классического балета Наталия Касаткина.

Бывало, что совместная работа композитора и исполнителей превращалась в музыкальное противостояние. Свои точки зрения отстаивали всегда интеллигентно.

«После репетиций Темирканов, он был дирижером, шел в нотную библиотеку, брал бритвочку и вырезал из партитуры триоли. Не знаю, почему они ему не нравились, но он их выскребал, на следующее утро приходил Петров с баночкой клея, пинцетом и все вклеивал обратно», - говорит художественный руководитель Государственного академического театра классического балета Владимир Василев.

Последнее сочинение Андрея Петрова в энциклопедиях датировано 2005-м годом. Фантазия для симфонического оркестра. Называется «Прощание». Композитор подчеркивал – это не реквием, а ностальгия по тому времени, где остались его друзья и мечты.

Читайте также: 80 лет со дня рождения Андрея Петрова