02.09.2010 | 14:29

В роли творцов - члены жюри биеннале "Золотая пчела"

Современный мегаполис говорит на множестве языков. В их числе – и язык плаката, который должен сочетать в себе универсальность, и авторскую эстетику. Художники, которым удается совместить несовместимое, становятся участниками Московской Международной Биеннале графического дизайна «Золотая пчела». Победителей девятого смотра, который проходит в столице в этом году, назовут сегодня. А пока можно ознакомиться с работами членов жюри - на выставке в галерее искусств Зураба Церетели. Рассказывают «Новости культуры».

 

Из шести членов жюри к открытию выставки успели только двое. Те, кто ехал на метро. Но автомобильным пробкам обвинение на биеннале предъявили посерьезнее, чем просто задержка мероприятия.

«Сегодня все пересели на машины – возьмите хотя бы Москву, и из-за этого плакат как жанр – на грани вымирания. Как средство коммуникации он имеет смысл и производит нужный эффект только, когда люди ходят по улицам. Плакат нужно изучать, рассматривать. Проезжая мимо на машине, невозможно ухватить его суть», - считает дизайнер, член жюри Московской международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела 9» (США) Стефан Загмайстер.

Стефан Загмайстер почти 30 лет занимается дизайном. Семь лет назад, говорит, решился на авантюру - проект не на заказ, а для души. Условное название – «Чему я научился в жизни». Сокровенными мыслями из личного дневника – на плакатах, растяжках, в инсталляциях - он делился с жителями Японии и Португалии, Австрии и Бразилии. В Москву привез одно свое твердое убеждение – о вреде наркотиков. На шести постерах.

«Я не против коммерческих проектов. Я сам постоянно принимаю в них участие. Но мне кажется, что будущее дизайна – это что-то более сокровенное, личное», - говорит Стефан Загмайстер.

«Личность художника – самое главное в любом искусстве», - уверен Игорь Гурович. О своих работах он говорит, как о людях - «добрые, задушевные, нежные». Как тут не поверить, что у каждой свой характер.

«Люди, которые представлены на этой выставке, это люди со своим языком, со своим текстом, со своим мировоззрением, которое они выражают в плакатах. И это самое интересное. Не то, какая бумажка как напечатана, как буква поставлена, а то, что за каждой работой стоит какая-то серьезная работа души и мозгов», - объясняет дизайнер Игорь Гурович.

Англичанин Дилан Кендл, самый молодой из членов жюри, на выставке представляет работу целой дизайн-студии – «Томато». Никакого отношения к овощеводству, смеется, она не имеет. И - уже серьезно – добавляет: с постером как дизайнерским жанром тоже в не самых близких отношениях. «Мы в основном делаем инсталляции, работаем с видео и фотопленкой. Поэтому нам приходится часто находиться в темноте. У нас к черному цвету особое отношение. В работах, представленных здесь, это видно», - отмечает он.

В работах Аннет Ленц, наоборот, победу одерживает яркий цвет. Ведь главная задача плаката – привлечь внимание. В случае с Аннет – к культурной жизни города. Она много работает с театрами и уже давно изобрела свой, узнаваемый язык театрального плаката.

«Плакат участвует в жизни города. И поэтому я пытаюсь вписать его в архитектуру, уловить темп, ритм. И если удается, театр гармонично вписывается в жизнь каждого конкретного человека», - говорит дизайнер Аннет Ленц (Франция).

В жизнь «Золотой пчелы» эта экспозиция тоже вошла гармонично. Выставка работ членов жюри – это уже многолетняя традиция. Всегда интересно узнать «А судьи кто?».