06.09.2010 | 19:33

Центр Грабаря: после пожара прошло два месяца

Для российских музеев и реставрационных центров должна быть создана особая противопожарная система. Такое мнение высказал сегодня на пресс конференции в Москве директор Центра имени Грабаря Алексей Владимиров. В крупнейшем в стране реставрационном центре, который он возглавляет, 14 июля произошел пожар. Ущерб оценивается в сотни миллионов рублей. И это только по сгоревшим помещениям, а ведь пострадали еще и произведения искусства, которые находились там на реставрации.  О том, как выглядит Центр Грабаря спустя два месяца, что удалось спасти и сделать за это время, рассказали журналистам. Сообщают «Новости культуры».    

1295 произведений до пожара и столько же – после. Ничего не пропало. Таковы итоги двух проверок. Пострадали 53 произведения, находившиеся на реставрационных столах, а не в бункере, где располагалось хранилище.  Наибольший вред работам принес не сам пожар, а его тушение. Иконы, картины буквально плавали в потоке обрушившейся на них воды. Так что для начала их пришлось обезвоживать.

«Наше любимое дело – сушить, снимать очередной слой вытягивающей бумаги, опять покрывать, опять сушить. Переворачивать и наблюдать, как стабилизируется деревянная основа. Ничего делать нельзя, пока  дерево не вернется в свои габариты», – говорит директор Центра Алексей Владимиров. 
 
Тем не менее, уже удалось отреставрировать и вернуть владельцам 190 произведений искусства. Восстановительные работы проходили на территории других музеев, которые временно приютили у себя сотрудников Центра Грабаря. Параллельно шли поиски других, более просторных помещений. Уже на следующей неделе реставраторы переедут в свободные залы Института органического синтеза. Здесь временно разместятся отделы графики, тканей, икон. Что же касается отдела масляной живописи, то он будет находится в одном из офисов на Варшавском шоссе. Одновременно в самом Центре Грабаря шла расчистка от завалов. Первый этаж полностью восстановлен, и там подключена энергетическая система.

«Мы очень надеемся один из проектов реставрации на зиму накрыть специальной  временной крышей и там жить. Здание нельзя заморозить. Им нужно пользоваться, и первый этаж можно использовать. Он почти не пострадал от протечек», – продолжает Алексей Владимиров.

Само здание Центра Грабаря – памятник промышленной архитектуры 1925 года. Во время пожара сгорела крыша, деревянные перекрытия и верхний этаж. Их предполагается восстановить в первозданном виде.

«Мы обязаны арки несущие восстановить. Единственное, мы еще с Москомнаследием не разговаривали. В те времена не было сварки, и клепали, как Эйфелевую башню, в наклепках 1925 года. Теперь можно изготовить их в той же конструкции, но не клепаные, а монолитные и вареные», – поясняет директор Центра.

Как же уберечь памятники культуры и произведения искусства от пожаров? Вопрос актуальный, особенно в условиях жары. Ведь до сих пор практически не разработана система пожаротушения, и никто не застрахован от повторения подобной ситуации.

Все материалы по теме>>>