08.08.2012 | 19:42

Неподвижные фильмы на печатной странице: итальянские фотографии в Новгороде

«Неподвижный фильм на печатной странице», – так назвал искусство фотографии Луиджи Кроченци, один из родоначальников итальянского неореализма. Работы мэтра и его единомышленников можно увидеть на выставке «Фотография и неореализм в Италии, 1945–1965», которая открылась в Великом Новгороде. Главные принципы направления – документальность, будничность, отказ от декораций и студийных съемок. Организаторы выставки предлагают увидеть Италию свободную от стереотипов. Рассказывают «Новости культуры».

У инсталляции «Колонна позора» зрители задерживаются дольше всего. Авторы посвятили эту работу печально известному эпизоду из истории Милана XVII века: lвоих горожан обвинили в распространении чумы. На месте их разрушенных домов установили «Колонну позора». То, что убитые, не были виновны, выяснилось уже после.
Сергей Пухачев, директор Центра современного искусства Великого Новгорода, рассказывает продолжение истории: «И, как пишут авторы, эта колонна рухнула только с ветром перемен. Они не пишут, когда это произошло, но, видимо, она стояло достаточно долго. И поэтому последний человеческий вывод из этой выставки – не торопитесь, предпочтите разговор, а не удар, предпочтите суд, а не бесправие, предпочтите, в конце концов, договориться, а не убить друг друга, не сожрать. И, по-моему, они развивают эту тему страшно талантливо и глубоко».

В фотоработах реализма куда больше, чем метафоры. Их авторы дают зрителям уникальную возможность увидеть не привычную – туристическую, – а настоящую Италию. Эти фотографии, например, искусствоведы называют «взглядом исподтишка на Сицилийские свадьбы». «Мне хотелось бы, чтобы зрители, которые увидят эту выставку, поняли, что Италия – это фабрика искусства. Оно не замерло, но постоянно продолжает поиск в разных направлениях», - говорит куратор выставки Энзо Форнаро.

Экспозиция, которая собиралась на протяжении года, включает более 120 фотографий. На каждой из них – разная Италия. Здесь и ее трагическое прошлое, и увиденное глазами художников настоящее. Вдумчивый зритель может разглядеть в этом и хороший урок на будущее.