07.09.2010 | 10:31

Завершила работу 23-я Московская книжная выставка-ярмарка

На ВВЦ завершилась 23-я Московская Международная книжная выставка-ярмарка. Она прошла в атмосфере повышенного спроса на новинки книгоиздания. Однако итоги социологических опросов внушают скорее пессимизм. По данным ВЦИОМ, число россиян, которые никогда не берут в руки книгу, на сегодняшний день составляет 35 процентов. Мировой рейтинг самых читающих стран возглавляют Индия, Таиланд и Китай. В причинах сложившейся ситуации разбирались «Новости культуры».

С тех пор как Россия стала пореформенной прошло 25 лет. Вряд ли это чей-то злой умысел, но за это время в нашей стране действительно стали намного меньше читать. Заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев говорит: «Конечно, 50 процентов это телевидение, компьютер, радио. Чтение занимает по разным подсчетам от 5 до 10 процентов всего медиапотребления среднего москвича».

Стали меньше читать и в регионах. Новая экономика не пощадила и старую систему распространения книг. 80 процентов всех книг России издается в Москве, от 12 до 14 – в Питере. В Петропавловске-Камчатском, например, нет безлимитного Интернета. Казалось бы, сиди и читай. но и новых книг нет - их туда просто не привозят. Просто эта операция не укладывается в нашу географию.

Крупные издательства, если и добираются до провинции, то зачастую предлагают пытливому читателю лишь сетевые магазины. Как любая сеть – это своеобразный фаст-фуд. Он предлагает книги с наценкой в три раза, и имея в виду некого среднего потребителя, а не индивидуальность читателя, даже если этот читатель – ребенок и запросы его невелики.

Любая большая корпорация, занимается ли она нефтью или книгами, ориентируется, прежде всего, на прибыль. У маленьких независимых книжных издательств вектор деятельности принципиально иной. Их цель – книга, и книжный магазин, который был бы для читателя больше, чем магазин. Это и сообщество, и клуб, и площадка для высказывания о наболевшем. В Перми, Челябинске и Москве есть некоторые удачные примеры таких книжных для человека, но в масштабах страны их очень мало.

Главный редактор газеты «Книжное обозрение» Александр Гаврилов говорит: «В Москве появляются такие книжные, и не потому, что огромный бизнес, а потому, что люди хотят, чтобы они были».

«Просто нет доступа на широкий рынок огромного массива качественных текстов. Книги все меньше выдумывают, их даже не переводят, а русифицируют», – говорит директор издательства Михаил Котомин.

Когда тиражи падают, в борьбу за якобы ленивого читателя поднимаются и акулы книгоиздательского бизнеса, но у них, к сожалению, свой интерес. «Долгое время издательства решали эту проблему увеличением наименований, теперь мы в тройке стран-лидеров по наименованиям. Но сейчас тираж спустился до такого уровня, что наименования просто не имеет смысла увеличивать», - признается директор издательства Олег Новиков.

Конечно, политика выжимания сверхприбыли из книг не ведет к улучшению их качества и содержания. Отчасти это повлияло на незаметное вначале превращение читателя в потребителя, который употребит все, что ему положат на полку.

Куратор фестиваля «Book Market» Борис Куприянов признается: «В течение 10-15 лет они нас учили, что чтение является развлечением – посмотрите слоганы! А сейчас все удивляются, почему серьезную литературу не читают».

Исчезли и толстые журналы. Не по факту, а по функции. Теперь нет ведущих и ведомых в литературном пространстве, рецензии распылились по блогам, и понять какая книга действительно достойна прочтения крайне трудно. Исчез институт литературной критики. «Этот слой уходит и заменятся тем, что Маклюэн называл "массаж общественного сознания" – это развлечение и запугивание публики», - говорит социолог Лев Гудков.

Читают теперь очень разное. Общее смысловое поле, установленное в советскую эпоху, распалось. «Исчезает возможность цитаты из Пушкина или другого классика, общего поля знаний нет. Если я раньше мог опираться на классиков, то теперь я не могу найти ни одной книги, которую читали бы все мои студенты», - сетует директор Института лингвистики РГГУ Максим Кронгауз.

Жалобы на волне очередного экономического кризиса никого не спасут. А если начать с малого и перестать относиться к книге как к средству добывания денег, самоорганизоваться, отказаться от книжного фаст-фуда и не верить в мифы о самой читающей стране, то все рано или поздно наладится.

Все материалы темы>>>