07.09.2010 | 13:08

"Res Publica" - выставка в музее современного искусства

Продолжается Год «Франции-России». Очередное событие его насыщенной программы – выставка в Московском музее современного искусства из коллекции Государственного Центра изобразительных искусств Франции. Она называется «Res Publica». Кураторы проекта напоминают о том, что в переводе с латыни «республика» означает «общее дело», а экспозиция предлагает взглянуть на искусство именно как на общее дело и представляет собой общественное пространство. Здесь художники делятся своими мыслями об устройстве мира, о человеке и обществе, их взаимосвязях и взаимоотношениях и приглашают публику к совместным размышлениям. Рассказывают«Новости культуры».

 

Творческий дуэт Елены Яичниковой и Николя Одюро проверен временем. Прошлым летом они представляли совместный проект на Московской биеннале современного искусства, неоднократно делали выставки во Франции. И теперь из Франции в Россию привезли «Республику» - экспозицию многонациональную, разножанровую, остросоциальную.

«Мы отобрали произведения, где художники задаются вопросами об окружающей реальности, о ее социально-политическом наполнении, То есть о том, что когда-то в античные времена как раз называлось республикой – то есть общее дело», - рассказывает куратор выставки Елена Яичникова.

Отклик на всеобщую, американскую трагедию 11 сентября 2001 года – инсталляция Мунира Фатми. Французский художник арабского происхождения предлагает «спасти Манхэттен». Построив его заново из… книг – почти все они о тех страшных сентябрьских событиях.

«Эти книги расставлены таким образом, что они отбрасывают тень на стене, которая напоминает пейзаж Манхэттена. И здесь два тома Корана – они воссоздают две башни Всемирного торгового центра», - объясняет Елена Яичникова.

Жестокость – причина трагедий, смертей и одновременно – развлечение. Размышления о жестоких играх – в видеоинсталляции Фабьяна Жиро и Рафаэля Сибони. Сотня людей в замкнутом пространстве всего-то играют в страйкбол. Убивать «понарошку» легко. И от этой легкости много сложных вопросов.

«Где проходит та грань, до которой жестокость – это весело? До какого момента можно забыть о морали и думать только о том, доставляет это удовольствие или нет?», - к раздумью приглашает художник Фабьян Жиро (Франция).

«Мы с вами счастливчики, - уверяет художник Рафаэль Сибони (Франция). - Мы живем в мирное время. Нам не нужно защищать свою страну с оружием в руках. Но ужасно то, что мы сами сознательно приносим в нашу жизнь войну – пусть даже как развлечение».

А иногда пусть не война, но воссоздающая военные условия армия приходит в жизнь человека и меняет ее. Голландская художница Ринеке Дикстра в течение трех лет фотографировала солдата Иностранного легиона французской армии. Получилась серия из семи портретов – сделанная, кстати, по госзаказу – в рамках проекта «Самый прекрасный возраст».

«Парадокс состоит в том, - говорит Елена Яичникова, - что если понаблюдаем за этой серией работ и посмотрим на лицо этого солдата, которого зовут Оливье Сильва, то мы увидим как раз то, что он как раз этот прекрасный возраст теряет».

Николя Одюро - на просьбу показать самый интересный на его взгляд проект выставки - приглашает нас в зал, где на стенах – мало понятные фразы. Стихотворными картинами их называет автор - американец Джон Джорно.

«Он изобрел новую манеру передачи стихотворений. У него было много интересных перформансов, связанных с поэзией. В одном из них он декламировал стихи по телефону. И эта работа за моей спиной – это тоже перформанс. Всего одна строчка – короткая, но емкая. Здесь она выдернута из контекста, зато приобретает новый смысл», - отмечает Николя Одюро.

Дословный перевод с французского: «Я стою в очереди с покупками в руках и хочу выйти отсюда без приключений». Главное, чтобы не без впечатлений. На этой выставке это последний экспонат.

Все материалы темы>>>