07.09.2010 | 15:30

Старинные колокола возвращаются в Большой театр

Тридцать пять старинных колоколов после реставрации возвращаются на звонницу Большого театра. Ее создание относится к 1920-м годам, когда советская власть объявила войну церкви и началось уничтожение храмов. Чтобы спасти хоть какие-то колокола, звонарь Андрей Кусакин предложил создать в театре звонницу. Главный аргумент: в исторических спектаклях должен звучать настоящий колокольный звон. Сегодня в Большом начались работы по подъему и монтажу колоколов, среди которых есть даже один, относящийся ко второй половине XVII века. Рассказывают «Новости культуры»

 

На звонницу каждый колокол доставляет подъемный кран. Траектория рассчитана с математической точностью. Путешествие хоть и длится чуть больше минуты, но проводится со всеми мерами безопасности. Чугун слишком хрупкий. Чтобы не рисковать, колокол помещают в специальную раму.

Понадобится три дня, чтобы поднять все тридцать пять колоколов на звонницу. Сегодня отправлены первые одиннадцать. Самый большой колокол весит шесть с половиной тонн, самый маленький – два с половиной килограмма. Потом две недели уйдет на монтаж, и звонница Большого будет готова.

Колокола ждут своей очереди. После реставрации они выглядят, как новенькие, несмотря на свой солидный возраст. Есть даже колокола семнадцатого и восемнадцатого веков. Ни одной царапины и трещины теперь на них не найти. Только патиной их покрывали пять раз.

«Их зачистили, сколы исправили. Сегодня начинается новая судьба звонницы», – говорит официальный представитель генерального подрядчика реконструкции Большого театра Михаил Сидоров.

Двуглавый орел почти не заметен. Между тем, этот герб стоит на десяти колоколах. Право изображать его получали заводы, победившие в промышленных ярмарках. В двадцатые годы эти колокола спасли от уничтожения. Теперь им снова продлили жизнь. Большинство из них были серьезно больны. Ржавчина на языках, краска и цемент на поверхности. Теперь у каждого колокола есть свой паспорт. Специалисты уверены, они прослужат еще не одну сотню лет.

«Колокола уникальные», – заверяет первый заместитель дирекции реконструкции-реставрации строительства Марат Оганесян.

Сама звонница находится над сценой Большого театра. Там идет установка колоколов. Их подвозят по специальным рельсам. На установку только одного большого колокола уходит день. Ни в одном театре мира нет такой звонницы, как в Большом. Каждый колокол уникален. К тому же, у русских колоколов особенный малиновый звон.

В двадцатом веке эти колокола звучали в «Иване Сусанине», «Борисе Годунове», «Хованщине». После реконструкции они снова станут частью исторических спектаклей Большого.

Все материалы по теме>>>