08.09.2010 | 12:05

Владимир Фокин. В каждом фильме он ищет достоверность

«ТАСС уполномочен заявить» – режиссер легендарного телевизионного фильма отмечает юбилей. Владимиру Фокину – 65. К режиссерскому факультету ВГИКа он шел «окольными путями». Закончил Харьковский политехнический институт, работал преподавателем математики в Донецке, а в качестве руководителя студенческого экспериментального театра имел успех на международном фестивале во Франции. Но мечта о кино победила. На сегодняшний день в режиссерском арсенале Владимира Фокина – девять картин. На первый взгляд – не так много. Как признается сам режиссер – может, потому, что к каждой относился «излишне серьезно». Рассказывают «Новости культуры».

 

Тоска по помидорам – это с детства, перепробовал разные, любимые так и остались одни, те, что украинские, из родного Харькова. Карта звездного неба – с юности, - про туманности, звезды, галактики - может лекцию прочесть.

«Я всех пацанов с улицы перетаскал в планетарий, они на меня, правда, многие смотрели как на сумасшедшего, но я сидел там помногу часов, заканчивалась одна лекция, я прятался за такие кулисы драпировки», - рассказывает Владимир Фокин.

Давно и навсегда уже понял – лучше звезд для него могут быть - фильмы, плюшевая память о первом, детективном, «Сыщик». Медведя получил от зрителей. «Приз симпатий - самый для режиссера важный, вся страна мотоциклистам потом говорила: «Не рычи, кому говорю, не рычи».

«Это был первый фильм Володи, и со мной сидел мой коллега кинематографист, Володя вышел на сцену представить фильм, он говорил пять минут, 10, 20 и сидящий рядом со мной кинематографист сказал: "Вот еще он минуту поговорит, и я его убью". Но Вова, к счастью, закончил говорить, и пошла картина, и после фильма мой коллега сказал: "Я ему все прощаю, я все ему прощаю"», - вспоминает сценарист Аркадий Инин.

Когда вышел «ТАСС уполномочен заявить», Фокина не простили многие не выполнившие план кинотеатры, потерявшие клиентов такси, полупустые рестораны. Тогда, летом 84-го, улицы вымирали, вместо бойкотируемой СССР Олимпиады в Лос-Анджелесе - на телеэкранах, словно большая шахматная партия, кто кого обыграет, страна жила одним - кто же такой Трианон, что будет с полковником Славиным. Потом к сыгравшему его Юрию Соломину на улицах подходили незнакомые.

«Можно я пожму вашу руку?» Вдруг он говорит: "Да я ведь этой же профессии и, знаете что, я ведь вырос на вашем фильме вырос". Он стоит, седой человек, мощный, мне казалось, я гораздо моложе выгляжу, это было очень трогательно», - признается народный артист СССР Юрий Соломин.

В самый разгар холодной войны вдруг прогремело это неведомое - Макдональдс, вдруг узнали про ксерокс и контактные линзы. Некоторые эпизоды - просто точная реконструкция, в основе – реальные события, съемки были под особым контролем, консультанты – контрразведчики, каждая серия для Владимира Фокина - не просто экзамен, - как позже признается – кошмар.

«Все 11 главков КГБ съезжались в Останкино - принимать каждую серию, руководители, первые лица, минимум вторые, по всем главкам – наружка, следственный комитет, разведка, контрразведка, идеология, пятый главк так называемый, жуткий, это был кошмар», - вспоминает Владимир Фокин.


Для него, рожденного в год Победы, любимый и важный – фильм «Александр Маленький», о подброшенном в немецкий детский дом ровеснике, о войне не на нашей земле, о войне, что бьет по своим. Детей в фильме большепятидесяти, с каждым работал лично, на немецком, выучил за два месяца – специально для съемок.

«Я понял на каком то этапе, что не смогу общаться через переводчика полноценно, мне надо будет так тонко нюансировать какие-то задачи, которые придется перед ними ставить, что быть для них чужим дядей, с которого надо переводить взгляд на него, на переводчика, и т.д., это было очень опасно для картины», - уверен Владимир Фокин.

Про его последнюю ленту, в широкий прокат не попавшую, кто видел, сказали – все, что о жизни знали, о смерти думали, все представления переворачивает, и смешная и грустная, роль Александра Абдулова в этом фильме – одна из его лучших. Для режиссера – история во многом личная, пережил эмиграцию брата. Когда вспоминает о юбилее – признается, фильмов не много, в каждом искал и достоверность, и правду, у Фокина даже булавка в кадре должна не просто блестеть, быть оправданной.