08.09.2010 | 12:16

О "Возможности жить и выживать" с французским шармом

В рамках перекрестного Года Франции – России в одной из московских галерей открылась выставка Фабриса Ибера «Бессмертие». Настоящая звезда современного искусства и очень активный художник, Ибер начал свою карьеру, когда выполнил заказ для города Марсель. Он отлил кусок мыла весом 22 тонны и заработал запись в Книге рекордов Гиннеса. В 1997 году он представлял Францию на Венецианской биеннале и был удостоен «Золотого льва». Сегодня один из самых известных за пределами Франции художников представляет свое искусство и в Москве. Рассказывают «Новости культуры».

Ретроспектива Фабриса Ибера – это невозможно. Новые идеи он производит, не оглядываясь назад, нон-стоп, и все они зависят от места и времени производства. Потому российской выставке предшествовало путешествие. 

«Мы ехали, он играл, находил разные сувениры. Видел автомобильный завод – тут же появлялись машинки, видел герб – появлялся "тяни-толкай"», – рассказывает директор Мультимедийного комплекса актуальных искусств Ольга Свиблова. 

В «тяни-толкае» по мотивам нижегородского герба Ольга Свиблова усматривает размышление Ибера о русском характере.

«У одного такие умные и в то же время коварные глазки, а у другого немного мутный взгляд, как у проснувшегося младенца», – продолжает Ольга Свиблова.

Русская идея от Фабриса Ибера – это весы и качели, у которых не два плеча, а три. Вот только как удержать равновесие на такой конструкции? Разве что по центру?

Свои объекты Ибер называет «POF» – «прототипы действующих предметов». Его живопись – это что-то вроде схемы или конспекта для POF: картины без рам, с которых формулы и слова легко перебегают на стену.

«Открытое произведение – вот моя идеология. Изобретать новые способы, открывать новые возможности, другие пути – вот, что я по-настоящему люблю. Если у моего искусства есть алфавит, то он не от одного языка. Просто все буквы перемешаны – кириллические, латынь, иероглифы. Так мне интереснее», – признается художник.

Главный образ российского проекта Ибера – распиленная матрешка. Так он вскрывает образ саркофага, заложенный в игрушке. Это множественные контуры бессмертного, утверждает Ибер и повторяет их в дереве и пластике. Разноцветные пластиковые емкости на этой выставке – призыв к интерактиву.

«По одельности это просто китч. В обыденности это предметы, которых мы не замечаем. Но так, как их набросал здесь Ибер, это практически абстрактная живопись, к тому же комбинаторная. Все могут эти картины пересобирать. Мы сейчас, как дети, начнем что-то строить», – замечает Ольга Свиблова.

Все строят и находят применение двойным маскам, изумленно рассматривают цветок в центрифуге, одного из знаменитых зеленых человечков Ибера. Когда-то он украсил такими изображениями город Бессин. Ибер вообще склонен к экспансии. Свою фамилию он уровнял с приставкой «гипер». На его счету «ибер-маркет», «ибер-ралли» и «ибер-мишка», который шастает по открывшейся выставке. Будучи студентом, он придумал работу «Квадратный метр губной помады на золоте». Дорогостоящую. Но сумел увлечь своим искусством производителей помады. Тогда же создал ООО «Безграничная ответственность», которое наводит мосты между художниками и бизнесом. Впрочем, это не самый крупный из построенных им мостов.

«Он один из немногих, кто организует связь между искусством, наукой и рефлексией социальной жизнью. Он размышляет, как мы живем, творим, потребляем, выделяем, и уходим из этого мира», – подчеркивает Ольга Свиблова.

Многочисленных залов фонда «Екатерина» Фабрису Иберу было мало. Он успел попутно развернуть свои инсталляции в зале ожидания Рижского вокзала и в одном из небоскребов «Москва-Сити». И выставке его на месте не сидится – после Москвы она отправится в Нижний Новгрод и Красноярск.

Все материалы по теме>>>