09.09.2010 | 15:31

Первая посмертная экспозиция работ Лазаря Гадаева

Первая посмертная экспозиция работ Лазаря Гадаева открылась в выставочном зале журнала «Наше наследие». Известного скульптора и редакцию издания на протяжении многих лет связывали и «добрососедские» отношения – рядом находилась его мастерская. И общие цели. Дань Лазаря Гадаева нашему «поэтическому наследию» - памятники Пушкину, Блоку, Мандельштаму. Но нынешняя выставка представляет иную сторону творчества мастера. Впервые публика увидит незаконченные рельефы Лазаря Гадаева, над которыми мастер работал по заказу Университета Святого Франциска в штате Пенсильвания, США. Рассказывают «Новости культуры».

 

Прежде, чем попасть на выставку, зрители встречаются со скульптурой Блока. Это один из вариантов памятника Лазаря Гадаева, который он мечтал установить в музее поэта в Шахматово. Но вот реализовать эту идею не удалось. Скульптуре Пушкина повезло больше. Памятник отлично вписался в небольшой сад при редакции «Нашего наследия» и является его центром. Он организует окружающее пространство. Эту скульптуру Гадаев задумывал к двухсотлетию поэта. Но оказалось, что на открытом пространстве она не смотрится. В ней нет ничего крикливого и пафосного. Образцом для создания скульптуры Пушкина стал эскиз художника Чернецова, на котором поэт изображен в полный рост.

«Гадаев решил сделать Пушкина, какой он был. Поэтому Пушкин у нас стоит на земле. Поэтому каждый может увидеть, какого он был роста. И может стать с ним рядом», - объясняет главный редактор журнала «Наше наследие» Владимир Енишерлов.

Что же касается рельефов, то их до этого никто не видел. Это эскизы мастера, его лаборатория и в то же время самостоятельные произведения. Все они выдерживают увеличения. Лишь одна работа из серии «Крестный путь» показана в полную величину. Остальные, выполненные для университета Святого Франциска в городе Лоретто, должны были быть такого же размера. Рельефами Лазарь Гадаев увлекся еще в девяностые годы. Для них скульптор выбирал сюжеты на бытовые темы: женщина гладит белье, ребенок в колыбели, бегущие юноша и девушка. В прозаичном и обыденном Гадаев видел вечное и непреходящее.

«Это очень характерно для отца. Он никогда не решал эти темы выспренно и высокомерно. Он всегда находил для себя что-то предельно живое, то, что он знает досконально. И уже из этого поднимался до высокой ноты», - рассказывает сын. Л. Гадаева, поэт Константин Гадаев.

Во многих работах Лазаря Гадаева присутствует евангельские мотивы. Но так объемно и полно скульптор подошел к этой теме лишь в серии «Крестный путь» Здесь же автопортрет самого скульптора , размышляющего о вечных ценностях.

«Рельефы страстного пути и высота духа. Может быть, олицетворенная в фигуре Святого Франциска. Ну и художник, который объединяет эти две линии», - говорит Константин Гадаев.

«Осязаемость пластики Гадаева – это еще и живопись, и ощущение легкости», - считает Юрий Норштейн. И с этим трудно не согласиться.