10.09.2010 | 12:30

Заводы Екатеринбурга превратились… в галереи. На месяц

На ближайший месяц крупнейшие действующие заводы, фабрики и типографии Екатеринбурга превратятся в галереи. Здесь стартовала Первая Уральская индустриальная Биеннале современного искусства. 54 художника из 23-х стран докажут и покажут – сейчас «художественная функция» промышленных объектов так же важна для общества, как и производственная. Тем более, что столица Урала предоставляет сорок тысяч квадратных метров уникальных «выставочных площадей». Рассказывают «Новости культуры».

«Уралмаш», Верх-Исетский металлургический завод, завод по обработке цветных металлов, камвольный комбинат стали выставочными площадками Первой Уральской Индустриальной биеннале. Возможность «внедриться в действующее производство» - отличительная черта этого проекта.

«Эта выставка - результат наших размышлений о том, что есть Екатеринбург сегодня. И чем был город Свердловск в прошлом. Мы постарались пригласить на эту выставку художников, которые живут в других странах, обладающих аналогичным опытом и сталкивающимися с теми же проблемами», - пояснила куратор Уральской индустриальной биеннале современного искусства Екатерина Деготь.

Мрачные заброшенные цеха, недостроенные здания, промышленные площадки на глазах зрителей превращаются в выставочные пространства мирового уровня. Художники создают свои произведения практически из подручных материалов. Француженка Катрин Мелен для своей инсталляции «Русские горки» привезла только фильмы, отснятые здесь же, на Урале. В Екатеринбурге выкрасила в белое стены будущего выставочного центра, здесь же смонтировала металлические конструкции и углем нарисовала эскиз игровых конструкций детской площадки.

«Я знаю, что в России Русские горки называют Американскими, но меня интересует содержание ваших дворов, поэтому проект называется именно «Русские горки». Я побывала в Москве, Перми, и вот - в Екатеринбурге. Ваши дворы с их внутренним пространством это – первое, с чем знакомится ребенок, когда растет. Я хотела показать, что и с возрастом двор может стать местом соприкосновения поколений. Мои взрослые герои занимаются паркуром и танцуют у себя во дворах», - рассказывает участница Уральской индустриальной биеннале современного (Франция) Катрин Мелен.

Ключевой проект биеннале – «Ударники обильных образов» – открылся в типографии «Уральский рабочий» в самом центре Екатеринбурга. Когда готовили проект, сохранившиеся с советских времен плакаты по безопасности труда так поразили интернациональную команду кураторов, что все это решили оставить. В остальном же промплощадку не узнать. Видеоинсталляции превращают пустые стены в экраны многозального кинотеатра. Шлакоблоки с прослойкой из десятирублевых купюр, бережно уложенные художником Ли Илином из Поднебесной, изображают Великую китайскую стену. А выставка «Сто стахановцев» москвича Глеба Косорукова не просто набор портретов, а многоликий архетип авангарда рабочего класса – шахтеров. Огромные фотографии – в темноте, как в шахте. Свет загорается, только когда вплотную подойдешь к портрету. Разглядеть есть время. Выставочные площадки работают допоздна.

«Именно для неподготовленного зрителя, который должен работать, это очень хорошо, можно придти и после работы и в выходные. И посмотреть, что такое современное искусство», - считает посетительница Евгения Чайка.

Которое, впрочем, нисколько не влияет на работу самих предприятий. Выставки и перформансы, «круглые столы» и дискуссии проходят в специальных помещениях, а не в производственных цехах.

Читайте также: Первая Уральская индустриальная биеннале современного искусства

Первая Уральская индустриальная биеннале современного искусства пройдет в сентябре