09.08.2012 | 12:03

Экспозиция "Фотографии и неореализм в Италии"

Один из родоначальников итальянского неореализма Луиджи Кроченци назвал фотографию «неподвижным фильмом на печатной странице». Его собственные работы и произведения его единомышленников представлены сейчас в Великом Новгороде, на выставке «Фотография и неореализм в Италии,1945–1965». В этих снимках четко видны главные принципы направления, которое характерно, фактически, только для итальянского искусства – документальность, будничность, отказ от декораций и студийных съемок. Рассказывают «Новости культуры».  

У инсталляции «Колонна позора» зрители задерживаются дольше всего. Авторы посвятили эту работу печально известному эпизоду из истории Милана XVII века. Двоих горожан обвинили в распространении чумы. За это мужчинам отрубили правые руки, лишив возможности креститься, и казнили. На месте их разрушенных домов установили «Колонну позора». То, что убитые, не были виновны, выяснилось уже после.

«И, как пишут авторы, эта колонна рухнула только с ветром перемен. Они не пишут, когда это произошло, но, видимо, она стояло достаточно долго. И поэтому последний человеческий вывод из этой выставки – не торопитесь, предпочтите разговор, а не удар, предпочтите суд, а не бесправие, предпочтите, в конце концов, договориться, а не убить друг друга, не сожрать. И, по-моему, они развивают эту тему страшно талантливо и глубоко», - считает директор центра современного искусства Великого Новгорода Сергей Пухачев.

В фотоработах реализма куда больше, чем метафоры. Их авторы дают зрителям уникальную возможность увидеть не привычную туристическую, а настоящую Италию. Эти фотографии, например, искусствоведы называют «взглядом исподтишка на Сицилийские свадьбы».
«Мне хотелось бы, чтобы зрители, которые увидят эту выставку, поняли, что Италия – это фабрика искусства. Оно не замерло, но постоянно продолжает поиск в разных направлениях», - говорит куратор выставки Энзо Форнаро (Италия).

Экспозиция, которая собиралась на протяжении года, включает более 120 фотографий. На каждой из них – разная Италия. Здесь и ее трагическое прошлое, и увиденное глазами художников настоящее. А вдумчивый зритель может разглядеть в этом хороший урок на будущее. И не только итальянское.