14.09.2010 | 12:47

В экспозиции - шедевры русской и армянской живописи XVIII - XX веков

Сотня шедевров русской и армянской живописи XVIII-XX веков вошли в экспозицию с поэтичным названием «Два цвета радуги – двух судеб отраженье». Она открылась в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в присутствии министров культуры двух стран – Армении и России. Картины предоставлены музеями Еревана: Национальной галереей Армении, домом-музеем Мартироса Сарьяна, Музеем Ерванда Кочара и Музеем русского искусства. Проект приурочен к предстоящему столетию музея имени Пушкина и проводится в рамках цикла «Под сенью дружных муз». Рассказывают «Новости культуры».

 

На первый взгляд, кажется, что попал в Третьяковскую галерею. Здесь можно проследить историю русской живописи от века XIX к веку XX. Парадные портреты Левицкого и Боровиковского, психологические Серова и Репина, камерные пейзажи Поленова и Левитана, изящная живопись «мирискусников» - Бенуа, Головина, Серебряковой. Постепенно добираешься до авангарда- Гончарова, Кандинский. Остается лишь удивляться, как попали эти произведения в Национальную галерею Армении, которая была создана лишь в 1921-м году.

«Армянские общины во всем мире. В Америке, Франции, на всем Востоке. Большинство - подарки нашей галереи. Это в советское время из выставочных залов было куплено и подарено из частных коллекций», - рассказывает директор Национальной галереи Армении Фараон Мирзоян.

В разных местах экспозиции встречаются работы Мартироса Сарьяна. В центре Белого зала - его программное произведение «Восточный натюрморт». В иносказательной форме, через символические маски, художник рассказывает об армянской трагедии. Тем не менее, работа не производит мрачного впечатления. Сарьян всегда видел свет в конце туннеля. И в основном, все его картины – солнечные. С его искусством москвичи впервые познакомились еще в 36-м году. Первая персональная выставка Сарьяна проходила в Музее изобразительных искусств.

«У нас тогда остались его письма в архиве, где он пишет: «что он привез в Москву и надеется, что насытил Москву теплом и светом». И вот, если смотреть на выставку – это действительно чувствуется», - считает директор Музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирина Антонова.

Сарьяну удавалось прекрасно передавать не только солнечный, но и лунный свет. В 1911 году он побывал в Египте. Однажды ночью отправился смотреть пирамиды, которые в это время выглядели фантастически. Так появился «Ночной пейзаж».

«Когда они подъехали к пирамидам, а тогда еще сохранялась изразцовая плитка на пирамидах, которая фосфоресцировала. От лунного освещения создавалось магическое впечатление. И Сарьян смог написать такой замечательный пейзаж», - говорит внучка М. Сарьяна Рузана Сарьян.

Еще одна знаменитость Армении - Ерванд Кочар - автор памятника Давиду Сосунскому в Ереване. На выставке он представлен кинетическими объектами. Художник считал, что традиционная живопись исчерпала свои возможности, и стремился из двухмерного пространства холста выйти в другое измерение. Кочар - создатель пространственной живописи, или кинетических движущихся объектов, в которых скульптура соединилась с живописью. Его эксперименты проходили еще в тридцатые годы в Париже.

«Его первая персональная выставка пространственной живописи была открыта в Парижской галерее «Ван Лер» в 28-м году. А в тридцатом году, вместе с работами Леже, Северини, Виоле выставлял пространственную живопись», - отмечает директор Музея Е. Кочара Лала Кочар.

В национальной галерее Армении находится 63 картины Айвазовского. Один из шедевров « Ной спускается с горы Арарат» украшает нынешнюю выставку. Айвазовский был очарован библейской горой не меньше, чем морем. Некоторые имена армянских художников зрители узнают впервые. Есть и просто безымянные портреты армянских мастеров XVIII века, во многом схожие с провинциальными портретами русских художников. Знакомое и неизвестное, но в любом случае лучшее из собраний ереванских музеев на выставке «Два цвета радуги, двух судеб отраженье».