14.09.2010 | 13:53

100 лет перформанса за 15 минут

В арт-центре «Гараж» завершает работу выставка «100 лет перформанса». Ее цель – показать историю одного из самых популярных направлений современного искусства. А дополнить эту историю попытались организаторы Первого Московского фестиваля перформанса. Не обошлось и без классика жанра – новосибирской группы «Синие носы». Рассказывают «Новости культуры».

Александр Шабуров – один из «Синих носов» – набирает академический вес. Провокации и риск позади. В качестве перформанса он читает лекцию с показом слайдов. На себе ничего не показывает – нанял натурщиц. Героические времена отважных перформансистов остались позади, в 1990-х, считает Шабуров.

«Помните, когда была перестройка, когда люди в музеи не ходили, все ходили по митингам. Тогда московский абстракционизм был действительно актуальным искусством. Он напрямую говорил зрителям то, что тогда было важно для всех», – подчеркивает Шабуров.  

Для тех, кто не застал ни «московского акционизма», ни венского, Шабуров и придумал свой ликбез-курс «100 лет перформанса за 15 минут». Вообще он любит это – по-быстрому и для чайников. В проекте «Если бы я был Гарри Поттером» он вместе с Вячеславом Мизиным искоренял преступность, бедность и прочие социальные пороки за одну минуту. На то, чтобы обучить трех милых фей из модельного агентства стойке современного художника, уходит чуть больше времени.

«Не как Аленушка, а как человек-собака Кулика», – поясняет он.

Лаять, как Кулик, молчать, как Кейдж, завязывать глаза, как Лиза Морозова. Хотят ли они этому научиться? Юродивый не жертва. Его жесты несут пусть не очевидный, но смысл. Модели же явно попали в переплет. Предупредили ли их, что художник Шабуров будет посыпать их овсянкой, поливать майонезом и кетчупом, а под конец устроит на их спине фейерверк? И все это под «Лебединое озеро» со ссылками на Эрвина Вурма, Олега Мавромати и себя любимого. Герману Виноградову шабуровская карикатура на искусство перформанса не понравилась.

«Это не несет энергии, как любая манипуляция. Все это делается не откровенно. И потом нельзя делать знак равенства между голыми женщинами и женщинами в бикини», – считает он.

Идеалист Виноградов верит, что перформанс – это предельные состояния, бесстрашие и бескомпромиссность. Перформансист делает то, что никто другой за него сделать не сможет: ни гастарбайтер, ни модель. А пересмешник Шабуров ни во что не верит, особенно в иностранные слова и строгие жанры.

«Девяносто процентов перформансов – это такая же белиберда, как и 90 процентов пейзажей, натюромортов. Они не лучше, не хуже, и вообще искусством не являются. Так ведь?» – полагает художник.

Акция Александра Шабурова – одно из десяти событий фестиваля перформанса в Центре современной культуры «Гараж». Несмотря на критичность шабуровского высказывания, куратор Юлия Аксенова считает: перформанс сегодня переживает пик популярности.

«Сейчас многие институции современного искусства, открывая выставку, устраивая какое-то событие, считают своим долгом пригласить художника, чтобы он сделал что-то в реальном времени, в живом контексте. Чтобы как можно больше было динамики», – уверена она.