15.09.2010 | 12:20

В Большом наступило тысячелетие покоя

Большой театр открыл сезон долгожданной премьерой: французский хореограф Анжелен Прельжокаж выпустил спектакль под названием «А дальше – тысячелетие покоя. Creation 2010». По ходу подготовки спектакля его рабочее название изменилось на прямо противоположное. Конец света засиял началом надежды, «Апокалипсис» превратился в «Сотворение». В основе балета – «Откровение Иоанна Богослова», но хореограф, который не впервые обращается к библейской теме, заранее предупредил, что не стоит искать в его постановке образы, прямо иллюстрирующие текст. В балете участвуют танцовщики из труппы Большого театра и из коллектива Прельжокажа. Рассказывают «Новости культуры».

Эта премьера в Большом –  испытание для артистов, и для Анжелена Прельжокажа. Хореограф давно снискал скандальную славу провокатора, и этот спектакль не исключение. Многие столичные СМИ поторопились с разгромным вердиктом еще до премьеры. Но Анжелен не из тех, кто теряет присутствие духа. Все свои идеи проверяет на публике. На премьеру в Большой собралась вся постановочная команда. Из Индии прилетел Субодх Гупта – легендарный скульптор, чьи работы хранятся во многих музеях мира. Весь реквизит – стулья, кастрюли, ведра, скафандры – выполнены из стали. 

«Анжелен знал мое творчество и что я пользуюсь предметами бытовой утвари, сделанными из стали. Это мой почерк. Этот балет – актуальное искусство, поэтому здесь вещи сегодняшнего дня», – поясняет художник. 

Музыкальную партитуру написал француз Лоран Гарнье – большой специалист в техно-музыке. Это его третий балет. Артистам пришлось долго привыкать к таким ритмам, ведь это настоящее испытание для балетных ног и ушей.

«Конечно я руководствовался "Откровением" Иоанна Богослова, а это сложная тема. Все свои наброски я отправлял Анжелену, ведь он должен был понимать, какая музыка будет в его распоряжении», – говорит композитор. 

Впервые у художника Игоря Чапурина были развязаны руки, и он забыл о балетных стандартах. Такой расклад ему понравился. Теперь Чапурин готов продолжить сотрудничество с Прельжокажем.

«Здесь "фэшн" как верх креативности, которая о меня требовалась», – подчеркивает он

Замахнувшись на «Откровение» Иоанна Богослова, Анжелен не стал слепо следовать за текстом. Это его собственное размышление об открытии скрытого. Книги здесь не для чтения – часть их разлетится по сцене.  А сцена с государственными флагами одна из самых провокационных.

Зрители восприняли спектакль философски. Артистов наградили аплодисментами и долго не отпускали со сцены.

«Конечно, это самый сложный день – премьера. И мне говорили. что публика трудная, тема тоже не из легких. Конечно, я волновался, но все получилось. И эта сцена с флагами принесла очищение всем нам», – отмечает постановщик.

Прельжокаж говорит артистам, что это только начало. Не скрывает, что доволен их работой в этот вечер. Сами танцовщики чувствуют контакт с залом и то, что эти полгода прожиты не зря.

«Сложно было ждать реакцию публики, потому что я, если честно, абсолютно не понимала, как они отреагируют. Было потрясающе, что уже после нескольких первых сцен кто-то начал аплодировать», – признается солистка балета Большого театра Анастасия Меськова

Первая работа Прельжокажа с Большим закончена. Очень скоро спектакль покажут во Франции.

«Важно в первую очередь то, что это Год Франции в России. Это наш первый опыт, когда артисты двух трупп совместно очень долго и кропотливо работали», – замечает генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов.

Чтобы ни сказали критики в адрес нового спектакля Прельжокажа, хореограф сказал свое слово в истории Большого театра.

Читайте также:
Анжелен Прельжокаж готовится поразить Москву эффектом «электрошока»

Анжелен Прельжокаж импровизирует на сцене Большого

Анжелен Прельжокаж покажет Москве Апокалипсис

Анжелен Прельжокаж готовит премьеру в Большом