15.09.2010 | 13:35

"Капитал" Маркса на театральной сцене

Пятый фестиваль «Территория» продолжает знакомить на этой неделе с современным искусством Берлина. Сегодня был показан спектакль с несценичным названием «Карл Маркс. Капитал. Том первый». Главным героем этого представления действительно является первый том труда Маркса, во многом определившего бытие и сознание даже тех, кто никогда его не читал. Режиссеры из группы Rimini Protokol в жанре документального театра, при участии непрофессиональных актеров пытаются определить, насколько именно всесильно учение Маркса. Рассказывают «Новости культуры».

В огромной библиотеке, привезенной из Германии, люди – словно книги в ячейках. Вот-вот спрыгнут и раскроются – расскажут о своей судьбе, и было ли в ней место «Капиталу»? Лишь Кристиан Спремберг, сотрудник берлинского колл-центра, почти не двигается. Он читает книгу для слепых. Разумеется, Маркса. Он здесь повсюду – и бюсты и труды. Франциска Цверг – единственная женщина, участвующая в постановке. Она тоже не актриса, а переводчица. Перед спектаклем делает практически крамольное заявление: «Мне кажется, что есть книги поинтереснее». 

Она не училась в ГДР, 751 страницу «Капитала» не читала и, главное, не собирается. Об этом и расскажет. Роль каждый придумывал сам, описывал самые важные факты своей биографии. Таливальдис Маргевич, кинорежиссер из Риги, в восемьдесят первый раз со сцены сегодня признается: «Капитал» учил дважды. Для него эта книга действительно много значит. Он как-то понял, что человек тоже может быть товаром. В сороковых мать не продала его ни за хлеб, ни за масло, но продукты все же получила.

«Сначала я засомневался, соглашаться ли. Потому что "Капитал" Маркса воплотить на сцене – мне это казалось почти невозможным. Но, учитывая, что по своей профессии я кинематографист, доля авантюризма всегда в творчестве была», – говорит Таливальдис Маргевич.

Кажется, только он один и может читать огромные цитаты из «Капитала» наизусть. Последний директор Института экономической истории ГДР Томас Кучински, чем-то даже похожий на Маркса, саму книгу называет актуальной. Сейчас он работает над ее новым изданием.

Спектакль уже показали в Европе, Японии и Южной Корее, и везде собирали аншлаги. Особенно в год финансового кризиса, режиссеры на такой интерес не рассчитывали.

«Мы, честно говоря, ничего не знали, что написано в "Капитале". Мы его не читали, но в какой-то момент мы заметили, что Маркс – это довольно важная фигура у нас. Во всяком случае, однажды по телевизору зрители открытым голосованием выбрали самого важного немца. На первом месте был Мартин Лютер, а сразу за ним шел Маркс», – отмечает режиссер Даниэль Шульц.

Этот фундаментальный труд режиссеры, кстати, так и не осилили, но на «Капитале» Маркса, шутят, сколотили свой капитал – спектакль, который пользуется большим успехом у зрителей.

Все материалы по теме>>>