09.08.2012 | 15:28

Светлана Немоляева: "Фоменко был озорным человеком с виртуозным умением создавать ансамбль"

Известный театральный режиссер Петр Фоменко, скончавшийся в ночь на четверг на 81-м году жизни, был озорным, хулиганистым и непредсказуемым человеком и режиссером, виртуозно умеющим создавать ансамбль, вспоминает актриса Светлана Немоляева.

"Его появление в русской режиссуре было очень масштабным событием, потому что многие его спектакли - и в своем театре, и в нашем театре им. Маяковского - настоящие шедевры, - сказала Немоляева. - У нас он поставил один из первых своих спектаклей - "Смерть Тарелкина" по Сухово-Кобылину, и это был необыкновенный спектакль. Для нас эта была очень интересная, счастливая работа - мы тогда были очень молоды, и сам Петр Наумович был очень молодым, озорным. Он был талантливым учеником нашего худрука Андрея Александровича Гончарова".

По словам Немоляевой, Фоменко был озорным, хулиганистым, очень остроумным и непредсказуемым.

"Он так работал, что невозможно это описать общими словами, подвести его метод под какую-то общую гребенку - он очень своеобразно с нами работал и общался. И как-то исподволь, постепенно, возникал какой-то необыкновенный результат на этих репетициях. Мы, актеры, страшно им дорожили, безумно хотели с ним работать. Если вдруг по театру проходил слух, что Петя снова придет к нам работать, то все мы стремились, мечтали попасть в распределение ролей. Ведь актерам всегда интересна и важна встреча с талантливым режиссером и человеком - таким был Петя", - вспоминает актриса.

Вторым спектаклем, который Фоменко поставил в театре имени Маяковского были "Плоды просвещения" по пьесе Толстого.

"Он работал со многими из тех же актеров, которые были заняты в "Смерти Тарелкина" и которые тогда были очень молоды. Встречи с ним незабываемы. Интересно, что актеры разных поколений, разных школ у него в спектаклях играли очень ансамблево, он обладал этим умением - создавать ансамбль - виртуозно. "Плоды просвещения" был по-настоящему классным спектаклем", - рассказывает Немоляева.

По словам актрисы, спектакль был "многонаселенным", там было много действующих лиц. Обычно, как говорит Немоляева, такие спектакли подвержены страшному риску - могут подолгу не ставиться в репертуар, потому что "то один заболеет, то другой".

"Но я не помню, на протяжении всего времени, пока шли "Плоды просвещения", чтобы хоть один спектакль был сорван. Мы настолько его любили, это была наша творческая радость. Попасть к Фоменко в спектакль было счастьем для всех нас. У нас был замечательный состав - Александр Лазарев, я, Галина Анисимова, Саша Фатюшин, уже покойный, Игорь Костолевский, Михаил Филиппов, Толя Лобоцкий. Таня Васильева тогда с нами работала.

Этот спектакль был большим событием - тогда, после премьеры, Михаил Козаков даже написал в "Советской культуре", что если вы еще не видели "Плоды просвещения" в Маяковке, то бегите - получите подлинное творческое наслаждение", - рассказывает Немоляева.

Петр Наумович, по словам актрисы, был человеком высокой культуры, он был безумно начитан и обладал удивительной памятью.

"Не в том смысле, что просто запоминал то, что ему необходимо, а умел как-то ассоциировать, аккумулировать, соотносить свои знания. У него было сложное восприятие мира, интересное и ироничное. Он обладал высоким качеством самоиронии, бесценным для человека театра. Я имею в виду высокое искусство, а не повседневность", - рассказывает Немоляева.

Встречи с Фоменко, как говорит артистка, всегда были радостью.

"Он был в какой-то степени затворником, не очень любил появляться на людях, но всегда его появление приковывало к себе внимание окружающих. Все старались с ним пообщаться, что-то услышать от него или что-то ему сказать. Конечно, наш театр мечтал, чтобы он снова к нам пришел и что-то поставил, но, когда у него появился свой театр, мы поняли, что это только напрасные мечты. Он целиком отдавал себя своим ученикам, своей труппе", - добавляет Немоляева.

Все материалы о Петре Фоменко>>>