16.09.2010 | 12:19

Три семейных портрета Петра Кончаловского в интерьере Третьяковки

Государственная Третьяковская галерея представляет один из главных выставочных проектов сезона. Это масштабная экспозиция произведений Петра Петровича Кончаловского. Его называют главным представителем «русского сезаннизма» – такую характеристику получила в искусствоведческом словаре живопись Кончаловского и направление в искусстве, которое он олицетворял. Для выставки в Третьяковке отобрано порядка сотни работ художника. Главный акцент сделан на период «Бубнового валета». Это произведения второго десятилетия ХХ века. Название выставки – «Петр Кончаловский. К эволюции русского авнгарда». Рассказывают «Новости культуры».

«Мне нравится, что красиво, что позитивно. Конечно, выставка в разных пространствах всегда другая», – отмечает директор Третьяковки галереи Ирина Лебедева.
 
Впервые Третьяковская галерея нарушила традицию. Обычно церемония открытия временных выставок проходит в конференц-зале, в этот раз ее решили провести на фоне трех семейных портретов Петра Кончаловского. Не только потому, что семья занимала важную роль в жизни художника. В этих работах отражены стилевые поиски мастера. Для Петра Кончаловского главным был цвет. Он говорил: «Если нет цвета, то нет картины». Он много экспериментировал с формами и пространством. Особенно это заметно в «Сиенском портрете».

«Это форма портрета-парсуны, портрета XVIII века, купеческого портрета начала XIX века. То есть примитивные, архаизирующие тенденции сочетались с очень современным, отчасти французским языком. Это дало очень яркий эффект», – поясняет куратор выставки Ирина Вакар.

Организаторы выставки не ставили перед собой задачу показать все наследие мастера. Если в Русском музее на выставке Петра Кончаловского акцент был сделан на произведения последних лет, то в Третьяковке – наоборот, на ранних работах, периоде поисков и экспериментов. В эти годы художник учился в Париже и испытывал влияние Ван Гога, Сезанна, Дерена. 

«Все эти традиции у него переплавились в свой самобытный стиль, с мощной энергетикой и интенсивностью красок», – отмечает президент Всемирного общества Поля Сезанна Дэни Кутань. 

Кончаловский был лидером объединения «Бубновый валет», созданного в 1910 году. Вместе с художниками Машковым, Лентуловым, Куприным, Фальком он провозглашал новые принципы живописной школы. Малевич писал об открытии выставки бубнововалетовцев так: «Это знамя, под которым собралась вся "левая" молодежь российского живописного искусства, с новым отношением к миру явлений и, стало быть, с новой точкой зрения на искусство».
 
Тогда живопись художников «Бубнового валета» приняли в штыки. Со временем Петр Кончаловский отказался от авангардных поисков. Он вернулся в Россию и вновь обратился к реалистической живописи. 

«Я думаю, что он вернулся потому, что он искал, как Одиссей, а потом понял, что ему не по пути с кубизмом. Он в кубизме начал работать, но эти поиски его не удовлетворили», – полагает внук художника Андрей Кончаловский.

Дизайн выставки разработал молодой британский архитектор Джек Паттерсон. Он стал победителем конкурса на оформление экспозиции Петра Кончаловского.

«Идея выставки строилась вокруг семейных портретов. Задача была создать панораму из семейных портретов, разделить пространство и в то же время создать лабиринт, по которому посетители могут гулять и знакомиться с картинами художника с разных сторон», – подчеркивает Паттерсон.

Помимо живописных и графических работ, на выставке представлены семейные фотографии, мемуары художника, а также записка Петру Кончаловскому от Пабло Пикассо.

«Когда привозили несколько картин Врубеля, Пикассо перед ними стоял часами. Потом бабушка писала "Мы встретили молодого испанца, очень симпатичного, его зовут Пабло"», – рассказывает Андрей Кончаловский. 

Если от кубизма Петр Кончаловский со временем отказался, то живопись Сезанна и Матисса восхищала его до всегда. Так что эта выставка вполне вписалась в рамки Года России – Франции.

Читайте также:
«Петр Кончаловский. К эволюции русского авангарда» - выставка в Третьяковке