16.09.2010 | 19:36

Рене Лалик: "Хочу сделать то, чего еще не существовало"

Имя француза Рене Лалика сегодня, как и в начале прошлого века, звучит как синоним роскоши. Стать обладателем его изысканных изделий – из области фантастики, а вот возможность оценить утонченный стиль знаменитого ювелира, художника и экспериментатора впервые появилась у российского зрителя. В Успенской звоннице Московского Кремля открыта выставка, на которой представлены 170 произведений Лалика из музеев Франции, Америки, Дании, Португалии и частных собраний. Рассказывают «Новости культуры»

Еще в молодости Рене Лалик говорил : «Хочу сделать то, чего еще не существовало». И ему это удалось. Лалик получал гран-при за свои работы на художественно-промышленных выставках, которые проходили в конце XIX века. Он создавал уникальные произведения в одном экземпляре, так не похожие друг на друга. Их приобретали для коллекций, чтобы ими любоваться, а не использовать по назначению. Другом Лалика был Калуст Гюльбенкян – известный коллекционер из Лиссабона. Он заказал ювелиру подвеску «Ангелы». Обычно такие подвески в течение года носили во время траура.

«Это произведение искусства нельзя назвать ювелирным. Оно больше относится к живописи. На нем изображены два ангела, выражающие скорбь. И это видно в очертаниях их образов, в их позах», – отмечает коллекционер Клод Сорбак (Франция). 

Рене Лалик придумывал различные техники, экспериментировал с материалами. Он использовал все: полудрагоценные и драгоценные материалы, стекло, эмали, кружево, по-разному комбинировал их. Глядя на произведения Лалика, забываешь о том, из чего они сделаны. Необычно смотрится настольное украшение. Если изменить освещение или ракурс, меняется его образ.

«Эта изменчивость состояния, неоднозначность, медитативность будет сопровождать все его вещи», – подчеркивает куратор выставки Лариса Пешехонова.

В российских музеях практически нет произведений Лалика – ювелира с мировым именем. Лишь пять работ находится в Эрмитаже. Туда они поступили из коллекции барона Штиглица. Еще столько же обнаружили в Государственном архиве Российской Федерации. Это ювелирные плакетки с изображением символов России и Франции, трость, которая принадлежала императрице Александре Федоровне.

«Нам самим странно, что мы обнаружили в нашем архиве вещи, связанные с взаимоотношениями двух государств, России и Франции, в конце XIX века», – говорит директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

Выставки такого масштаба не было даже во Франции. Ведь произведения Рене Лалика оказались в разных частях света, и с ними никто не спешит расставаться.

Читайте также:
"Искусство Рене Лалика" в Кремле