16.09.2010 | 19:43

На "Киношоке" преобладают фильмы с трагическим финалом

Конкурсная программа нынешнего фестиваля «Киношок» – одна из самых полных и представительных в его истории. В ней собраны картины из стран СНГ и Балтии за последние несколько лет. Что связывает режиссеров постсоветского пространства, и есть ли у них общие темы? Проблемы выясняли «Новости культуры»

Это в 1992 году «Киношок» дышал авангардом, эпатировал кукишом в эмблеме и гордился поиском нового киноязыка. Постепенно содержимое фестиваля становилось все традиционнее. На сегодняшний день, чем больше в картине национальной самобытности, тем вернее она попадет в конкурс «Киношока». Но как сохранить эту самобытность, если большинство фильмов в бывших советских республиках – это совместное производство нескольких стран?

«Лучше всех получается у того, кто может показать копродукцию: не зря у нас второй год серьезная программа по проектам. В чистом виде продукцию одной страны может представить Россия, потому что большая. Узбекистан, Казахстан – пожалуй. Остальные республики – это только копродукция», – заверяет директор кинопрограмм фестиваля Сергей Землянухин.

В этом году в конкурсе появились картины из Молдовы и Таджикистана. 44-летний дебютант Носир Саидов в фильме «Истинный полдень» возвращается к теме раздела СССР. С появлением колючей проволоки между двумя соседними кишлаками меняются судьбы их жителей. Так же, как в таджикском кино, где с распадом советской империи не осталось никакой кинематографической инфраструктуры.

«Если решить для себя снимать в формате 35 миллиметров, в Таджикистан надо всю технику привозить. И камеру, и свет, и кое-каких специалистов. Например, я камеру привозил из Москвы, свет из Москвы, грим из Москвы», – поясняет режиссер Носир Саидов.

Любимчик международных кинофестивалей класса «А» Шарунас Бартас в Анапу привез картину «Евразиец», недавно показанную в Берлине. Автор сценария и режиссер, актер и оператор в одном лице будто наблюдает за самочувствием своего героя – человека без прошлого и будущего. Свой идеально выстроенный и холодный фильм Бартас снимал совместно с Россией и Францией.

«Съемки происходили долго, тяжело. Там три страны, я не говорю о количестве локаций. Три страны, но они тоже разбиты: Франция – это Париж и остров в Антлантическом океане, Россия – это Москва и Смоленская область, Литва – это болота», – рассказывает Бартас.

Россия представлена в конкурсе двумя картинами. Это трехкратный лауреат Венеции, фильм «Овсянки» Алексея Федорченко, а также новая картина Андрея Эшпая «Элизиум», что буквально означает – «дом для блаженных». Блаженными становятся поэты Серебряного века – Цветаева, Гумилев и Волошин.

«Там все происходит в 1910 году. У нас – в 1917, во время Первой мировой войны. Россия идет к гибели, и эти люди, заигравшись, тоже способствуют гибели России. Отчасти они это понимают», – поясняет автор сценария фильма Эльга Лындина.

Фильм задумывался еще двадцать лет назад. Его сценарий написан на основе публикации в «Новом мире». Планировали снимать в Париже и в Крыму, но бюджет картины позволил только съемки в подмосковной полуразрушенной усадьбе. Впрочем, нашим кинематографистам к таким условиям не привыкать.

«Киношок» только набирает обороты. Еще не показано и половины конкурсных картин. Жюри воздерживается от оценок. И только критики отмечают: слишком много фильмов с трагическим финалом.

Все материалы по теме>>>