17.09.2010 | 12:01

Печать. 17 сентября 2010 года

Америка в объективе кинодокументалистов. В Москве этой осенью появится новый киносмотр – фестиваль американского неигрового кино Show United States! Подробности – в сегодняшней печати и в обзоре «Новостей культуры».

***
Осенний фестиваль американского кино в Москве – дело уже привычное. На заре смотра к нему пытались прибавить параллельную документальную программу, но безуспешно: за новинками американского независимого кино эти фильмы просто не удавалось увидеть. Теперь эта программа существует отдельно как фестиваль Show US!, пишет «Коммерсантъ-Weekend». Хотелось бы думать, что происходит это на волне интереса к документальному кино, но это не так. Показательно уже то, что нормального фестиваля документального кино в Москве как не было, так и нет. Даже великолепная программа «Свободная мысль» на Московском кинофестивале до сих пор проходит без аншлагов. Что не отменяет роста интереса к этому жанру в мире: во-первых, как следствие его растущей доступности, во-вторых, из-за возможности остро высказываться о наболевшем. Так, шесть фильмов, отобранных на Show US!, отражают практически все главные американские темы: война в Ираке, нелегальные эмигранты из Латинской Америки, американские мусульмане, еда и экология. Один фильм, конечно же, посвящен кино. О «сочинениях на раскрытые темы» рассказывает сегодня «Коммерсантъ-Weekend».

***
Юрий Олеша, автор «Трех толстяков», по мнению «Московского комсомольца», один из самых забытых русских писателей. Стараниями выпускников ВГИКа в нынешний год 50-летия со дня смерти Олеши появился удивительный спектакль «Как я провел детство». Студенты, сыгравшие в нем, – выпускники мастерской Игоря Ясуловича. Спектакль получился  волшебным. Волшебство заключается в том, что театр, как известно, рождается из действия. А здесь тонкое сценическое пространство родилось из богатого и пронзительного олешинского слова.

«Я знаю два лучших спектакля по Олеше, – говорит историк литературы и театра Ирина Озерная, – это “Нищий, или Смерть Занда” в театре “Эрмитаж” и этот спектакль студентов ВГИКа. Ставить Олешу трудно. Он никогда не писал неправды. Его не печатали, он писал в стол, и его записи говорят о том, что он не боялся». 

Актеры  с удивительной точностью и пронзительностью передали дивную и страшную мешанину детского сознания. В этом спектакле достаточно одного движения, чтобы зритель увидел целую картинку, образ. Как нам достаточно запаха или звука, чтобы в памяти воскрес эпизод из детства.

***
«Нужно научиться жить с капитализмом, как с болезнью» – с этих слов начинается большое интервью французского художника Фабриса Ибера газете «Культура». Выставка мастера проходит в эти дни в Москве в рамках Года Франции – России. Ибера по праву называют одной из центральных фигур актуальной французской арт-сцены и художником, без которого трудно представить новейшую историю современного искусства.

«Моя выставка представляет различные варианты, – говорит Ибер. – Тут есть физическое бессмертие, различные образы органического или искусственного. Есть идея бессмертия как защиты – как в надувном скафандре, чтобы выжить в условиях загрязненного города».

Чтобы попасть в выставочные залы, публике нужно преодолеть своего рода полосу препятствий – нагромождение всевозможных пластиковых тазов, корыт и мисок. Среди них есть большая матрешка, разрезанная вдоль так, что множество вложенных друг в друга полых половинок обретают неожиданное сходство с египетскими саркофагами. И это только начало экспозиции, а о том, что ждет посетителей дальше, рассказывает сам Фабрис Ибер газете «Культура».