17.09.2010 | 13:02

Художественный марафон за премией Кандинского начался

Премия Кандинского, призовой фонд которой составляет 57 тысяч евро, представила работы номинантов. Награды будут вручены в трех номинациях. «Проект года» получит сорок тысяч, «Медиа-арт-проект года» – десять тысяч, «Молодой художник» заберет оставшиеся семь. Принцип «самовыдвижения» позволил подать заявки 315 претендентам. Работы только сорока трех из них выставили в Центральном доме художника. В свободном доступе они будут почти месяц – это время борьбы за «короткий список». И лишь 9 декабря станут известны имена победителей Премии Кандинского. Рассказывают «Новости культуры».

Если мерить пространство этой выставки квадратными метрами, получится больше трех тысяч. Арт-объекты, перформансы, инсталляции. Тем, кто попадает в зал в первые минуты, может показаться, что авторы из разных миров. Здесь соседствуют приторный гламур с уличным трэшем. Реакция на современную жизнь.

«Тема человека, заброшенного в мир, где есть только афиши, только слоганы, призывы. Не важно, что они в новой упаковке. Человек все равно беззащитен, и это прослеживается в огромном количестве работ», – отмечает член жюри Ольга Свиблова.

Разрушая канонические образы и стереотипы консервируют старую одежду в трехлитровых банках, эпатируют, устраивая взрыв с помощью деревянных брусьев, и обращаются к священным текстам, соединяя их, например, с «Квадратом» Малевича. 

«Почему много черного цвета? Я очень люблю Малевича, это и есть "Квадрат" Малевича, некая пустота», – говорит художник Рауф Мамедов.

Витражи в современном мире вполне могут быть сделаны из пластиковых шпажек для канапэ, скульптура Микеланджело – из пластиковой сетки, а саркофаг, если присмотреться, оказывается мусорным баком.

«Если раньше на саркофаге изображали тиумфальные победы пиршества, то сейчас – победа на офисном заседании, триумф на фуршете», – поясняет художник Георгий Кузнецов.

Эксперты говорят, здесь идет острая борьба за лидерство даже не самих художников, а арт-тенденций. Однако главного, доминирующего направления в современном искусстве в этом году, судя по представленным работам, нет.

«Есть яркие художники, разные грани творчества, но узнаваемого национального типа, стиля пока не сложилось. Это то, что придет в процессе, с победой одной из группировок», – считает куратор выставки Андрей Ерофеев.

«Обычно все сводится к тому, провокация это или не провокация. Это побочные вещи. Мы открываем их внутри нашего искусства. Они должны суметь задать нам вопрос», – убежден член жюри Евгений Барабанов.

Если арт-объекты этого современного искусства сравнивать с телескопом, позволяющим заглянуть в будущее, то ответов там сегодня можно найти меньше, чем вопросов.

Все материалы по теме>>>