17.09.2010 | 13:33

Авторский вечер Майкла Наймана в Москве

Единственный концерт Майкла Наймана в Москве. Один из самых известных современных композиторов, мастер минимализма, создатель саундтреков к легендарным кинокартинам дал авторский вечер на открытой сцене Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». И даже показал свои режиссерские работы. Главным сюрпризом для зрителей стала лента «Найман с киноаппаратом» – своеобразный римейк фильма Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом». Премьера киноновинки состоялась всего несколько дней назад на кинофестивале в Торонто. Но в Москве Найман решился на еще более смелый эксперимент – одновременно показал обе картины на одном экране. Рассказывают «Новости культуры».

Когда Найман впервые увидел «Человека с киноаппаратом», он был поражен. К тому моменту он уже много лет собирал собственный видеоархив. Оказалось, в объективы Наймана и Дзиги Вертова попадало одно и то же. Тогда композитор решил дать киношедевру вторую жизнь и каждый кадр советского классика заменить своим, аналогичным, а иногда – дополняющим. Например, у Вертова – роддом, у Наймана – кукольный магазин.

Эксперимент, конечно, уникальный, вот только зрителям было не понятно, на какой экран смотреть: первый или второй. В итоге некоторые выбирали третий – экран своего телефона. Сам автор после показа тоже был озадачен.

«Теперь я, наверное, пересмотрю свою позицию на счет того, стоит ли показывать эти два фильма вместе», – признается Найман.

Но когда маэстро сел за рояль, все встало на свои места. И уже ни у кого не возникало вопроса, куда смотреть.

Саундтрек к фильму «Пианино» – самая знаменитая мелодия Наймана. Маэстро горько иронизирует: успех этой ленты, а также фильмов Питера Гринуэя, сослужил ему дурную службу.

«Ты ставишь оперу, ее могут показать два раза. Ты мог работать над ней полгода, и все ради двух представлений на одной площадке. А фильмы, они же повсюду», – говорит он.

Для режиссера Натальи Анастасьевой Найман – в первую очередь автор прекрасных опер. Одну из них она поставила в 2003 году. Это был ее дебют, и реакции композитора она ждала со страхом.

«Мы познакомились с ним на пресс-конференции по поводу моей постановки. Я входила и садилась на свое место, когда он говорил такие слова: "Может быть, то, что я увижу сегодня вечером, будет настолько ужасно, что я просто развернусь и уеду". У меня внутри все поджалось, но вечером он был доволен, счастлив, и, в общем, мы не теряем связь все эти годы», – рассказывает Наталья.

Недавно Анастасьева осмелилась предложить Найману свою идею для оперы. Он неожиданно согласился. Премьера состоится уже в феврале. Уникальный случай, когда первая постановка оперы Майкла Наймана будет осуществлена в России.