17.09.2010 | 19:35

"Дни российской духовной культуры" на Балканах

«Дни российской духовной культуры» на Балканах – это десять дней выставок, спектаклей, кинопоказов и концертов. Крупномасштабный проект охватывает столицы пяти стран: Республика Сербска и Сербия, Хорватия и Македония, Босния и Герцеговина. Петербургские и московские артисты перемещаются из Белграда в Банья-Луку, из Загреба и Скопье в Сараево, чтобы встретиться с теми, кто испытывает дефицит русской культуры. Рассказывают «Новости культуры».

В Сербии говорят на языке, родственном русскому, пишут кириллицей, исповедуют православие, наконец, здесь сильная русская диаспора, хранящая традиции еще дореволюционной русской культуры. Между тем, гастроли коллективов из России в Белграде редкость. Проект «Дни российской духовной культуры в странах Юго-Восточной Европы» призван это недостаток восполнить.

Андрей Витальевич Тарасьев в Белграде родился. В семье настоятеля Храма Святой Троицы - того самого, где похоронен Врангель. А в школу ходил сюда – на улицу Народного фронта - в знаменитый Русский дом. Кроме грамоты здесь учили фехтовать и петь. «Здесь в школьном хоре с 34-го года пою. У нас ведь не граммофона, ни патефона не было, мы ведь пели», - рассказывает Андрей Тарасьев (Сербия). В 71-м году Андрей Тарасьев собрал хор из студентов славяноведческого факультета Белградского университета. Тогда казалось, что традиции русского духовного пения он одни сохраняют. Он помнит, как исполнял «Бориса Годунова» советский бас Кривченя.«Есть сцена, когда он падает на колени и крестится, а он падает на колени и ничего, занавес не опускается, ему говорят – как так?- и тут вдруг выяснилось, что там не крестятся», - вспоминает Андрей Тарасьев.

Теперь крестятся, а на гастроли из Москвы в Белград приезжает синодальный хор. В концертный зал «Колорац» идут и идут люди. За кулисами настраиваются певцы.

Московский синодальный хор - коллектив с трехвековой историей - воскрес из небытия год назад. Программу «Пою богу моему дондеже есмь» готовили специально для балканских гастролей. Она открывала «Дни российской духовной культуры» в Банья-Луке. Затем были концерты в Хорватии и Македонии. Полные залы, интерес огромный. «Вчера, например, мы пели в храме Македонии, в Скопье, были хормейстеры, подходили, просили партитуры, спрашивали об особенностях исполнения того или иного произведения», - рассказывает российский дирижер Александр Майоров.

Спрашивают по-сербски, отвечают на русском. Тем, кто общается посредством духовной музыки, языковые барьеры не помеха. «Мы практически здесь не говорим по-английски, только начнешь, просят перейти на русский, все понимают, и мы сербов тоже прекрасно понимаем», - уверяет хормейстер Ольга Ушакова.

База для понимания – православная культура. У тех, кто на сцене, и тех, кто в зале, – одна вера.

От знаменного распева до нашего современника, митрополита Иллариона Алфеева, - через произведения Голованова, Чеснокова, Чайковского и Рахманинова - так выстроил программу гастрольного концерта худрук Московского синодального хора Алексей Пузаков. Аплодируют после каждого номера и в конце расходятся не сразу.«Какие голоса, какая дисциплина, какие таланты, все удивительно», - восхищается Мончило Горунович. «Многие годы мы не испытывали подобного! Это единение двух народов», - убежден протоиерей Миомир Реевтич. «Всей нашей группе - и священникам, и мирянам - всем понравилось, таланты, данные от бога, эти люди не закопали, а развили», - считает отец Александр.

Концерт московского синодального хора – лишь одно из событий «Дней российской духовной культуры в странах Юго-Восточной Европы». Кроме песнопений, Россия привезла на Балканы кино, детские спектакли, выставки и балетный гала.