17.09.2010 | 23:31

150-летие Мариинского театра отмечали с размахом

Мариинка – безупречный театральный бренд, давно заслуживший мировое признание. Последние полтора века сценическая летопись театра создавалась на подмостках знаменитого здания в Петербурге. Там завершился юбилейный гала-концерт, на котором звезды российской академической сцены делали музыкальные, вокальные и хореографические приношения. Вместе с ними праздник разделили видные деятели культуры и почетные зарубежные гости. Рассказывают «Новости культуры».

Новая сцена Мариинки отмечает 150-летие с размахом. Звезды – по обе стороны рампы. Кажется, все знаменитости в этот вечер собрались здесь. Охотники за автографами не уйдут с пустыми руками, ведь в зале Майя Плисецкая и Родион Щедрин, Армен Джигарханян и Даниил Гранин. Впрочем, не только богема – меценаты всегда поддерживали высокое искусство.

«Музыкальный театр требует спонсорства. Он не может жить только на коммерческие доходы или только на бюджетные деньги. Поэтому наш банк пять лет назад выступил генеральным спонсором Мариинского театра, и мы очень удовлетворены. Прежде всего, театр развивается, растет, радует новыми успехами, продолжает укреплять свое имя на мировой арене. Мы не ищем какой-то выгоды. Это все во имя лучшего, что есть в русской и мировой культуре», – заверяет президент-правления Банка ВТБ Андрей Костин

В Мариинку за вдохновением приехали испанский архитектор Сантьяго Калантрава и легенда немецкого футбола Франц Беккенбауэр. В любви артистам признаются не только коллеги по цеху. Министр культуры Александр Авдеев – тоже поклонник театра.

Одна из великолепнейших сцен Европы, которую обожали Верди, Вагнер, Берлиоз, Чайковский, Мусоргский, и сегодня остается самой притягательной. В этот вечер, как и сто пятьдесят лет назад, звучит «Жизнь за царя» Глинки. В программе – фрагменты из знаковых произведений – «Пиковая дама» и «Спящая красавица» Чайковского, «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Спартак» Хачатуряна, «Сила Судьбы» Верди.

На этой сцене к звездам привыкли. Она стала пропуском в большой мир искусства, здесь проверяется сила таланта.

«Мы не могли пройти мимо такой даты. И сегодня, и завтра у нас торжественные гала-спектакли, которые продемонстрируют не только возможности сегодняшней труппы, но и напомнят всем, кто сегодня пришел в театр, о том богатстве традиций, которые здесь накапливались, обогащались», – подчеркивает художественный руководитель театра Валерий Гергиев.

Здесь живет история. Все, от программки до афиши,  сохранилось в многотомных архивных книгах. Впрочем, великие имена не только на пожелтевших страницах. В репетиционной комнате со стены на современных певцов сурово смотрит Федор Шаляпин. Он нарисовал себя в образе Ивана Грозного прямо на штукатурке. Стиль работы великих, подобно эстафете,  перенимают новые солисты.

«Это были большие лебеди в "Лебедином озере". Мы очень волновались, у нас тряслись руки и ноги. Я не помню, как мы танцевали, но как-то станцевали», – рассказывает балерина Мариинского театра Виктория Терешкина.

Диана Вишнева, Ульяна Лопаткина, Ирма Ниорадзе – за их спиной одна из самых строгих в мире школа Вагановой, которой удалось сохранить императорский балет. Сегодня они доказывают это каждым новым выходом.

Здесь одна эпоха сменяла другую, и в каждой были свои звезды. Их имена в балетной и оперной энциклопедиях. Константин Сергеев, Наталья Дудинская, Галина Уланова, Рудольф Нуреев – первый балетный эмигрант. Современным примам, покидая альма-матер, прятаться не надо. Они путешествуют и возвращаются.

Сегодня Валерий Гергиев собирает на сцене любимых артистов. Отмечая юбилей, художественный руководитель Мариинского театра говорит, что театру стало тесно в историческом здании.

«Мариинский – великая сцена, но карманы малы. Мы храним декорации на улице, больно говорить, они не помещаются в театре. Укрепляя возможности мощной сценой, мы даем ход новым мировым премьерам и много об этом думаем», – подчеркивает худрук Мариинки.

Открытия «второй» сцены ждут с 2006 года. Валерий Гергиев, уверен, что в следующем сезоне мировые премьеры будут играть уже там. Но это не означает, что историческое здание уходит на покой. Здесь готовят оперы «Мертвые души» и «Собачье сердце», а также «Аиду» в постановке режиссера Цирка дю Солей. 

Читайте также:
Полтора века в Мариинском