20.09.2010 | 11:43

Экспонаты из Лувра, Версаля, Фонтенбло - на выставке в Москве

В 1812-м году императору Франции Наполеону Бонапарту удалось взять Москву, но не удалось покорить москвичей. Повторная попытка, почти два века спустя, пожалуй, может увенчаться успехом благодаря волшебной силе искусства. Выставка «Наполеон и Лувр» в Государственном Историческом музее продолжает программу перекрестного российско-французского Года. О победах и поражениях, власти и семье Бонапарта рассказывают экспонаты из Лувра, Версаля, Фонтенбло и десятка других не менее знаменитых коллекций Франции. На выставке побывали «Новости культуры».

Грозного и нелюбимого в России Наполеона Бонапарта во Франции до сих пор уважают и даже обожествляют. Сегодня императора назвали бы талантливым пиар-менеджером: образ властителя, созданный им самим, был точно просчитан.

«Известна знаменитая коронация. Там было много людей – художник Давид изобразил людей, которых в реальности не присутствовало на этом торжественном акте. Или подписание конкордата – Наполеон его не подписывал – но картина говорит о том, что он его подписывает», - рассказывает куратор выставки Виктор Безотосный.

На знаменитой картине Давида «Наполеон на перевале Сен-Бернар» полководец попросил изобразить себя спокойным и уверенным на вздыбленном коне. Неважно, что Вторая итальянская кампания – о ней речь на картине – была обречена на провал. Ведь Бонапарт чудом выигрывает сражение.

Аполлон Бельведерский, Венера Капитолийская, Лаокоон. В 1800-м году очень бережно, на подводах, из Италии в Париж вывозят главные памятники для музея Наполеона. И хотя император не обладал изысканным художественным вкусом, однако он сумел создать величайшую культурную коллекцию мира.

Из 15 лет правления Наполеона 14 лет Франция воюет. Но за это время на территории Лувра построена Триумфальная арка «Карусель» в память о победах 1805-06 годов. План Бонапарта под названием «наполеоновская легенда» удается на все сто. Не завоеватель и грабитель, а миротворец и спаситель Франции. Ведь это он принес мир французам после революции, ведь это он – ставленник буржуазии. И теперь он развивает экономику, право и искусство. Правда, искусством в основном занимается Жозефина – у нее отменный вкус.

«А Наполеон очень хорошо чувствовал людей. И окружал себя талантами. К примеру, на него работали лучшие художники, скульпторы, и лучшие юристы, которые создали и гражданский кодекс, и знаменитый кодекс Наполеона – образец юриспруденции, которым, кстати, пользуются до сих пор», - отмечает куратор выставки Изабель Лерой-Жей-Леместр.

О точности и практичности Наполеона говорит его несессер. В чемоданчике, который всегда был с полководцем, 92 предмета: от щетки для чистки ушей до сахарницы. При перевозке в Россию его даже не пришлось специально упаковывать: так хорошо он сгруппирован. Из ста тридцати экспонатов большая часть – редкости. Платье Жозефины, к примеру, реставрировали специально для российской выставки, после которой оно перестанет путешествовать. Так что увидеть его можно только до 10 декабря.

«Мы собираемся здесь работать без выходных. Возможно, мы продумаем режим работы этого выставочного зала так, чтобы работа его заканчивалась позднее обычного, возможно, часов до восьми, чтобы как можно больше москвичей смогли ее посетить», - говорит директор Государственного Исторического музея Алексей Левыкин.

«Наполеон и Лувр» - первая выставка, приуроченная к грядущему двухсотлетию войны 1812 года. В перспективе в бывшем здании Музея Ленина планируют создать целый музей этой эпохи.

Все материалы темы>>>