20.09.2010 | 19:31

"Дни российской духовной культуры" в Боснии и Герцеговине завершились балетным гала

Фестиваль, который возрождает прерванные культурные связи. Так говорят о «Днях российской духовной культуры» – новом арт-проекте, который проходит на территории бывшей Югославии. В эти дни лучшие концертные площадки Сербии, Хорватии, Македонии, Боснии и Герцеговины, отданы российскому искусству. В насыщенной десятидневной афише одним из самых значимых событий стал балетный гала-концерт солистов Большого и Мариинского театров. Рассказывают «Новости культуры».

Полуденный намаз в Сараево совпадает с колокольным перезвоном христианских храмов. Пока местные жители пьют турецкий кофе и воду из источника у стен мечети, туристы проводят время в поисках своей лампы Алладина, фотографируются у католического собора и стены, где был застрелен эрц-герцог Франц-Фердинанд. В Боснии и Герцеговине событие, которое одинаково интересно и мусульманам и христианам, – редкость. Но гала-концерт солистов Российского балета – именно такое событие. Денис Матвиенко, покоривший за последние дни пять балканских городов, ни противодействия со стороны зрителей, ни конфликта между ними не ощутил.

«Очень похожие города, похожие люди. То что у них произошло, наверное, должно иметь под собой какие-то основания, но я правда не чувствую между ними разницы никакой», – заверяет солист балета Мариинского театра Денис Матвиенко.

Возрождая традиции и устанавливая новые связи, перемещаются по Балканам солисты Большого и Мариинского театра. Десять дней в пути. Утром – репетиция, вечером – концерт. Только прилетели в Сараево, а уже меньше, чем через 24 часа отправляются на новую сцену. 

«Несмотря на такое количество переездов, мы очень стараемся. Новые зрители – это всегда праздник, праздник души», – отмечает солистка балета Мариинского театра Ирма Ниорадзе.

Все шутят: ставить гала Галанова – мастер. Сама она балерина, поэтому умеет организовать и срежиссировать фестиваль, премию или концерт, где солист дополнит солиста.

«Более динамичные номера должны перемежаться более лиричными. Они должны быть разными по свету, разными по костюмам и хореографии», – поясняет Екатерина Галанова, режиссер гала-концерта.

В Сараево у Екатерины Галановой есть единомышленник. Эдина Папо – руководитель местной балетной труппы. Она нередко приезжает в Петербург: окончила Академию русского балета имени Вагановой. «Я очень рада, что могу говорить немного по-русски здесь, в Сараево», – признается Эдина Папо.

Гала-концертом российских звезд она придумала открыть первый в Сараево балетный фестиваль. «Надо контактировать. Обмениваться опытом – это в балетной традиции», – заверяет руководитель балетной труппы Народного театра.

Народный театр Сараево ведет свою историю с 1920 года, но до 1950 балета здесь не было. Пока русская балерина Нина Кирсанова не поставила на местной сцене балет «Жетва» на музыку Папондуполо. И вот – новое начинание – Сараевский фестиваль балета. Его снова с успехом открывают русские артисты. Бисируют и собирают богатый урожай аплодисментов.

Зрители отзываются восторженно:

– Мне очень нравится! Чудесный вечер для людей из Сараево. 

– Приглашение балетных звезд из России – невиданная для послевоенных времен роскошь.

– Я приехал из Германии и попал на национальный праздник Боснии и Герцеговины. Зрители так бурно реагируют.
 
Сараевская публика аплодирует и техничному исполнению в классических для русского балета номерах (па-де-де из балетов «Дон Кихот», «Раймонда», «Шехерезада»), и поставленному современным хореографом Смекаловым номеру «Расставание» в исполнении Елены Евсеевой и Игоря Колба.

В гриме Пьеро – солист Мариинки Денис Матвиенко. Знающие могут найти десять отличий между ним и солистом Большого Денисом Медведевым в том же гриме. Они работают в разных театрах и встречаются на гастролях. Дмитрий Гуданов, Михаил Лобухин, Ирма Ниорадзе, Марианна Рыжкина  их объединяет традиция, школа и общий успех. 

Пока хозяйка сараевского театра поздравляет российских артистов с успехом, Екатерина Галанова уже готовит их к следующему концерту. Впереди у них гала-концерт в белградском «Сава-центре». Им и закроют «Дни российской духовной культуры в странах Юго-Восточной Европы».

Читайте также:
«Дни российской духовной культуры» на Балканах