21.09.2010 | 10:45

Печать. 21 сентября 2010

Что хранят архивы Юрия Лотмана, чем любовь к искусству отличается от бизнеса на искусстве и почему исчезают блошиные рынки. Вот некоторые темы сегодняшних газет. Подробнее у «Новостей культуры».

***
В издательстве Таллинского университета вышел последний труд выдающегося мыслителя и ученого Юрия Лотмана «Непредсказуемые механизмы культуры», который готовился автором незадолго до кончины. Журнал «Огонек» публикует одну из глав этой книги. В ней Юрий Михайлович обращается к проблемам генезиса человеческого общества и истории возникновения ранних форм коллектива. Добавим, что книга «Непредсказуемые механизмы культуры» - это первый том серии Bibliotheca Lotmaniana, выпускаемой Таллинским университетом и посвященной творчеству Юрия Лотмана.

***

Некоторые галеристы предпочитают коллекционировать совсем не то, что продают. А другие никогда не продают то, что собирают. К такому небезынтересному выводу приходит журнал «Русский Newsweek». «За последние пять лет, - пишет автор журнала Анна Монгайт, - на рынке появились арт-дилеры, которые собрали яркую коллекцию, а потом втянулись и сами решили торговать искусством». Галеристы же с многолетним стажем придерживаются диаметрально противоположных позиций: «Если бы я реально оставлял себе что-то, - считает один из них, - то начался бы конфликт интересов с моими коллекционерами… Я могу какое-то количество работ долго держать у себя, потому что знаю – цены на них вырастут». Что тут добавить? Бизнес есть бизнес.

***

Еженедельник «Итоги» обращается к проблемам отечественного антикварного рынка. В России, как отмечает автор «Итогов» Дмитрий Буткевич, «…могла бы сложиться …европейская культура торговли стариной. Не стоило даже выдумывать какие-то новшества — достаточно было просто скопировать наработки западного арт-мира». Еще в начале нулевых в Москве, если верить еженедельнику, насчитывалось около двухсот точек по торговле антиквариатом. Сейчас в столице подобных заведений стало существенно меньше. «А блошиные рынки и вовсе загибаются. Жаль! – сетует Дмитрий Буткевич. - Ведь здесь можно собрать коллекции, которых нет ни в луврах, ни в исторических музеях, ни в домах состоятельных любителей красоты».