21.09.2010 | 11:05

Пятый международный фестиваль "Камера-посредник"

Визуальная антропология – документальное кино о культурах мира, сочетающее в себе научную достоверность и художественность – снова в центре внимания студентов МГУ и московских этнографов. В столице начал работу Пятый международный фестиваль «Камера-посредник». Сорок два документальных фильма были сняты в самых разных уголках мира, от Перу до Индонезии. Посредниками между представителями различных рас и культур выступают их авторы. И личная позиция каждого играет особую роль. Рассказывают «Новости культуры». 

Чтобы заниматься визуальной антропологией, недостаточно просто путешествовать с камерой наперевес. Нужно изучать народ, завоевывать доверие людей – иногда на это уходят годы. Мартина Журне уже 20 лет занимается индонезийским племенем вана, живущим в отрыве от цивилизации, и сделала о нем пять фильмов.

«Первые 3 или 4 года у нас не было никаких камер и микрофонов. Мы даже не фотографировали. Только знакомились с племенем и учили его язык. Ведь переводчиков с этого языка нет. И только потом аборигены позволили снимать их жизнь и даже некоторые ритуалы», - рассказывает этнограф, режиссер Мартина Журне (Франция).

Пакистанские художники, аргентинские пастухи и кузнецы из Камеруна – география фестивальных картин -охватывает всю планету. Богато представлена и Россия: зрители увидят фильмы о культуре удмуртов и хантов, а также уникальные материалы о российских старообрядцах. Ленту о них снял бессменный директор фестиваля Евгений Александров.

«Можно снимать о культуре и ничего о ней не рассказать по настоящему, - считает директор фестиваля Евгений Александров. - Отличие визуальной антропологии как раз в том и состоит, что о культуре рассказывают серьезно, основательно благодаря тому, что знают эту культуру, проживают в ней».

Серьезность и основательность – не то, к чему привыкла современная публика. Поэтому фестивальная программа рассчитана на особого, терпеливого и внимательного зрителя.

«Это не постановочное кино, но оно, порой, не менее интересно, чем художественное кино, потому что оно рассказывает правду жизни в ее непосредственном, неигровом виде. Поэтому мы и называемся «Камера-посредник», потому что между камерой и объектом культуры фактически ничего нет», - объясняет директор института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков .

Именно из-за этой близости к своим героям визуальные антропологи чувствуют особую ответственность за судьбу малых народов. Об этом будут много говорить на конференции, которая закроет фестиваль.