21.09.2010 | 11:51

Бонапарт во всем блеске и величии в залах Исторического музея

Историческое событие в Историческом музее. Так говорят об открытии выставки «Наполеон и Лувр». Грандиозная экспозиция представляет сотню раритетов из Лувра, а также других, не менее именитых французских музеев и частных коллекций. Открытие выставки стало еще одним ярким культурным событием перекрестного российско-французского Года. Рассказывают «Новости культуры»

Похоже, что все музейное сообщество собралось в этот день в Историческом музее. Увидеть произведения из Лувра и других музеев Франции в Москве можно не очень часто. К тому же, экспозиция впервые демонстрируется в здании, в котором раньше находился музей Ленина. Впрочем , французов это обстоятельство никак не смутило, ведь это тоже история. Открывал выставку министр культуры Александр Авдеев и чрезвычайный и полномочный посол Франции в России Жан де Глиниасти. Специально на вернисаж из Парижа прилетел директор Лувра Анри Луаретт.  Вот только произведений, собранных Наполеоном для самого знаменитого музея мира, на выставке не оказалось.

«Нет, произведений этих нет. Это предметы времен Наполеона, личные вещи, которые он брал с собой в походы. И хотя Наполеон собрал много произведений искусства для Лувра, многие работы пришлось вернуть в Германию и Италию уже в 1915 году», – поясняет Луаретт.

Наполеон увеличивал коллекцию Лувра за счет так называемых военных трофеев, и в этом деле у него были знающие помощники. 

«Директором музея Наполеона был назначен Ренан Дено, который находился с ним еще в египетском походе. Он был собирателем искусства и гравером. Он очень хорошо разбирался в искусстве – недаром его называли упаковщиком.  После каждого похода он приезжал в завоеванные страны и отбирал произведения искусства, которые должны были попасть в Лувр», – рассказывает куратор выставки Виктор Безотосный.  

Наполеон думал не только о том, как создать первоклассный музей, но и о том, как оставить свое имя в искусстве. Художники писали портреты императора на заказ. Ничего кровавого и устрашающего – для Наполеона это был своего рода пиар, в котором участвовал он сам и его окружение. Впрочем, император не разрешал изображать его обнаженным. Так, он запретил своему любимому скульптору Канове выставлять его портрет.

«Я не думаю, что ему не понравилась работа Кановы. Просто Наполеон посчитал, что неудобно будет предстать обнаженным даже в образе Марса перед своими согражданами», – поясняет директор Государственного Исторического музея Алексей Левыкин.

Походный стол и раскладные стулья, часы и нессесер из 92-х предметов – все, что должно быть под рукой. И, конечно, треуголка, которую он носил в 1812 году. Наполеон часто менял шляпы. Одну подарил одному из своих слуг, который сопровождал его в походе. Он сохранил ее и позже передал в музей. Один из художников даже решил представить судьбу Наполеона через шляпы. Автор попытался в восьми изображениях рассказать о том, как она менялась на протяжении долгих лет: от революции, триумфальных походов в Египет, Италию и Германию до пожара в Москве и ссылки на остров Святой Елены. 

«На первой картине видно: Наполеон приезжает в Париж. Очень ясно изображен парижский собор, и на соборе – трехцветный флаг, который показывает, что это время революции», – замечает куратор выставки Изабель Леруа-Жей-Леместр (Франция).

Для Наполеона не было никаких мелочей в создании своего художественного образа. Выставка показывает, каким он хотел остаться в глазах потомков.

Читайте также:
Экспонаты из Лувра, Версаля, Фонтенбло - на выставке в Москве