21.09.2010 | 12:09

Музей имени Андрея Рублева: более 10 тысяч произведений древнерусского искусства

Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева - единственное в нашей стране тематическое собрание, представляющее художественное наследие средневековой Руси - стало доступно публике относительно недавно - полвека назад. 21 сентября 1960 года музей открылся для посетителей в Спасо-Андрониковом монастыре. Поначалу в его фондах находились лишь фотографии и копии икон. Сегодня же коллекция музея составляет больше десяти тысяч подлинных произведений древнерусского искусства. Рассказывают «Новости культуры».

 

В это трудно поверить, но когда Мария Иващук пришла в музей имени Рублева, там даже не было комсомольской организации. Для советского времени это был нонсенс - в самом центре Москвы – целый музей икон. Открытый в 60-м, он будет работать, несмотря ни на что, хотя вокруг очередная волна гонений на церковь - хрущевская, один за другим закрываются храмы, - пять тысяч за первую половинушестидесятых.

«Часто первых сотрудников вызывали в отделы соответствующие и спрашивали с пристрастием – ведете ли вы антирелигиозную пропаганду, говорите ли вы что Бога нет и, кстати, сотрудники, которые работали здесь, это были люди, которые никогда вот в этих стенах не вели антирелигиозной пропаганды», - отмечает заместитель директора Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. А.Рублева Мария Иващук.
 

Постановление об открытии музея древнерусского искусства Сталин подписал лично еще в 47-м, коллекцию, которую потом назовут уникальной, многим казалось, - вот-вот покажут, но музей для посетителей был закрыт еще целых 13 лет, и его первый директор Давид Арсенишвили использовал уже, наверное, последний козырь.

«Он знакомится с Ильей Эренбургом, членом совета мира, международная организация была, был человек очень значительный и со связями, и он каким-то образом добивается того, что шестидесятый год ЮНЕСКО объявляет годом Андрея Рублева, когда это доходит до ЦК партии, тут надо что-то делать, срочно принимается решение открывать музей», - объясняет заведующая научно-исследовательским отделом Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. А.Рублева Лилия Евсеева.

Собор Спаса нерукотворного, где работал Рублев, древнейшая постройка Москвы, жемчужина Спасо-Андроникова монастыря, была восстановлена быстро. Сама обитель, где в XX веке чего только не было – и лагерь, и колония, и общежитие, вдруг тоже оказалась спасена. В здании церкви Архангела Михаила, построенной по заказу Евдокии Лопухиной, сейчас экспозиция икон, наперегонки с коллекционерами их собирали, искали в экспедициях, потом спасали в реставрационных мастерских. «Я помню, как они возвращались, замерзшие, в полушубках, со счастливыми лицами, потому что они привезли икону, спасли, в валенках, это такой был подвиг», - уверена Мария Иващук.

«Иконы приходили в достаточно сложном состоянии, они все написаны на досках, доски подвержены разрушениям очень сильным, и поэтому задача реставратора укрепить эти доски, укрепить основу, от которой зависит красочный слой», - объясняет заведующая научно-фондовым отделом Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. А.Рублева Татьяна Нечаева.

За стеклом – одна из самых ценных икон - Богоматерь Владимирская Волоколамская. Она считается чудотворной, несмотря на личность заказчика – написана в 1572-м по указанию опричника Малюты Скуратова. Икона Иоанна Предтечи еще более ранняя – пятнадцатый век, из Николо-Пешношского монастыря, погруженный в себя Иоанн Предтеча здесь - словно идеал мыслителя. Самая древняя, еще домонгольских времен, что большая редкость – Спас Вседержитель, тринадцатый век, музею ее передал в дар художник Василий Ситников.

«Он ее купил буквально где-то на развале, случайно увидел просто, глаз художника, несмотря на то, что она была темная, он все равно безошибочно понял, что это древнее произведение», - отмечает главный хранитель Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени А.Рублева музея им. А.Рублева Оксана Смирнова.

Икона «Огненное восхождение пророка Илии» конца XVI-начала XVII веков в музее появилась в 68-м, из Карелии, это один первых даров. Художник Ромадин подарил сразу несколько образов, привез из Ярославля, буквально спас, их уже готовы были отправить на склад. В девяностые, когда открылся рынок произведений искусства, дарить музею стали меньше, но в прошлом году здесь вновь было чудо – сотрудники так говорят про дары – ценную коллекцию в сто с лишним икон музею передала вдова знаменитого хирурга Покровского.