24.10.2012 | 09:57

Экспозиция фотографий Стива Шапиро

В столичном Центре фотографии братьев Люмьер открывается выставка Стива Шапиро – фотохудожника из числа знаковых в его поколении. В детстве он увлекся фотографией и решил подражать своему кумиру - великому Анри-Картье Брессону. А сегодня великим и самого Шапиро иногда называют, или хотя бы классиком репортажной фотографии. Но назвать его просто фоторепортером – язык не поворачивается. Он снимал не только жизнь улиц, не только артистическое и политическое закулисье. Он фотографировал жизнь целой страны. На выставке «Проживая Америку» в атмосферу этой жизни окунулись «Новости культуры».

Первая выставка Стива Шапиро в России, но, на сегодняшний день, самая масштабная в его жизни. Концепция, задуманная год назад, изменилась совсем недавно. Вместо небольшой серии портретов решили показать ретроспективу творчества. «Здесь, в этих залах, у меня возникает чувство ностальгии, я вспоминаю ту атмосферу шестидесятых. Когда путешествовал с фотоаппаратом в руке. Я снимал и в городах, и в деревнях. И мне повезло, что я увидел такой срез общества – все социальные слои», - рассказывает Стив Шапиро.

Голливудские звезды и гарлемские наркоманы, политики и таксисты, хиппи и митингующие за права чернокожих. Как будто Шапиро был одновременно в нескольких местах. Из тысяч снимков, из огромной коллекции фотографа отобрали лишь ее малую часть. «Мы работали с его фондом практически онлайн. Использовали все материалы, которыми можно было воспользоваться. Мы отсмотрели огромное количество его работ. Поэтому в выставку включены самые - самые сливки», - уверяет куратор выставки «Проживая Америку» Анастасия Лепихова.

Начав свое путешествие по Штатам в шестидесятых как писатель, Шапиро быстро переквалифицировался в фотографа. Причина – желание зафиксировать все, что происходит. Каждый его снимок – идеальный баланс черного и белого. Барбара Стрейзанд, встречи с Мухаммедом Али, избирательная кампания Роберта Кеннеди, Дастин Хоффман и юный Роман Полански - «прожив» такую Америку, Стив признается: на его лучших работах запечатлены все-таки художники. «Мне нравится, когда мое видение совпадает с видением моего героя. Как-то я снимал Рене Магритта в Музее современного искусства в Нью-Йорке, где у него проходила выставка. На фото он спит на скамейке у своей работы. И этот парящий камень, эти маленькие замки наверху - как будто это ему снится», - рассказывает Стив Шапиро. Отдельное место в экспозиции занимают снимки, сделанные Шапиро во время съемок «Крестного отца». Эти работы никогда ранее не выставлялись. Рядом – фотохроника жизни уорхоловской «Фабрики». Такого Уорхола – простого и спокойного - не видел практически ни один фотограф. Редкие встречи, редкие снимки, еще более редкие истории – Стив Шапиро, такой простой с виду, – знает столько интересных секретов целой страны. Многоликий портрет Америки 60-х годов и неизвестный силуэт, скрывающий сотни лиц простых людей и культовых личностей. В кадр к Стиву Шапиро мог попасть каждый. Но попала целая эпоха.