22.09.2010 | 11:18

Международная ярмарка "АРТ-Москва" 2010

Главное событие в художественной жизни столицы официально перенесено с весны на осень. Второй год подряд Международная ярмарка «АРТ-Москва» начинает работу в сентябре. В 2009-м ярмарочные дни совпали со сроками проведения Московской биеннале современного искусства, на сей раз – с выставкой номинантов на Премию Кандинского. Но организаторы «АРТ-Москвы» уверены - это нисколько не обостряет конкуренцию, напротив - расширяет аудиторию. Спецпроект ярмарки в этом году – «Медиализация». Участники «АРТ-Москвы» пытаются понять, как претворяются в искусстве новейшие технологии и как, благодаря им, меняется искусство. Рассказывают «Новости культуры».

Медиа на службе у искусства или у него в долгу? Произведения, в которых современные технологии - и объект рефлексии, и способ выражения, отбирала для «Арт-Москвы» Кристина Штейнбрехер. Гигантский колокольчик Елизаветы Березовской Кристину очень радует. Наивная, китчевая оболочка, технически сложная начинка, интерактивность - три признака не только актуального искусства, но и современного образа жизни. «Медиализация – это так важно, так строго звучит, но смысл в том, что все мы играем, нажимаем на кнопки джойстика, йогой занимаемся перед каким-то скрином», - говорит Кристина Штейнбрехер. Скрин - то есть, экран. Кристина Штейнбрехер говорит на интернациональном наречии: училась в Германии, работала в Великобритании, вот уже три года - в России. В ситуации, когда реальность подкачала, ее выручает виртуальность. «Как куратор я сталкивалась с проблемой: как сделать выставку, когда нет бюджета, и научилась делать виртуальные выставки», - отмечает Кристина Штейнбрехер.

Виртуальная выставка – тот случай, когда медиализация значит демократизация. Сначала нужно искусство оцифровать, затем использовать проектор. Вот он способ расширить аудиторию. «С одной стороны, это сгущает пространство искусства, с другой стороны, понижается качество, но это есть», -дополняет организатор ярмарки «Арт-Москва» Василий Бычков.

Василий Бычков настолько увлечен цифровым искусством, что придумал отдельный фестиваль, где световые граффити конкурируют с видеоартом. Будет клонировать его в регионах. Но и 14-летнему своему детищу - «Арт-Москве» - решил прививать технологический уклон.Некоммерческая виртуальная выставка Музея Фолькванг Эссен соседствует с коммерческим предложением – зарубежные галереи могут представить себя на ярмарке в цифровом формате. Дешево и эффектно. «Нужны специальные условия, чтобы поехать в страну, где рынок только развивается», - убежден организатор ярмарки «Арт-Москва» Василий Бычков.

За развитием российского рынка Ханс Кнолль следит уже не первое десятилетие. «Все жду, когда средний класс оформится. На рынке искусства он играет важную роль - его представители инвестируют в молодых, еще неизвестны художников. И эти инвестиции – залог развития не только рынка, но и искусства в целом», - комментирует член экспертного совета ярмарки «Арт-Москва» (Австрия) Ханс Кнолль.

Когда-то он привез в Москву эпохальную выставку Тони Крегга. Сегодня его скульптура - самое дорогое, что есть на стенде Кнолля. Зачеркнуть два нуля - и получишь цену на живопись австрийца Пауля Хорна, зачеркнуть три – на рисунки Ивана Горшкова и Устиньи Яковлевой. Эти имена еще неизвестны. Тот, кто хочет и имя, и сэкономить вкладывает в фотографию.

«За те деньги, за которые можно купить неизвестного живописца, можно купить стопроцентно известного фотографа, риск гораздо меньше. Сейчас в мире больше покупают фотографию, чем любое другое современное искусство», - рассказывает галерист Мария Бурасовская. На ее стенде работы Сары Мун, Гарри Груера и Алекса Уэбба, Сабин Вайс и Тимофея Парщикова. В ярмарке «Арт-Москва» Мария Бурасовская участвует шестой год, на эффективность не жалуется.

«Рынок еще жив и демонстрирует иммунитет и способность к выживанию в кризисных условиях», - гоаорит Василий Бычков. Рынок современного искусства – пусть небольшой, но все-таки реальный сегмент экономики. В Великобритании, например, он составляет, порой, четыре с половиной процента от ВВП. «Арт-Москве» до этой цифры далеко, но на плаву она держится с достоинством.