23.09.2010 | 12:56

Полная "Медиализация"

Четырнадцатая международная ярмарка современного искусства «Арт-Москва» начала работу в столице. Смотр называется ярмаркой, является концентрированным отображением арт-рынка, но строгое изучение предложения и спроса вовсе не является его главной задачей. Хотя некоторые важные наблюдения и выводы делаются уже на стадии подготовки. Расширение круга знатоков, почитателей и собирателей медийного искусства – в этом состоит сегодня основная задача «Арт-Москвы». Тема специальных проектов ярмарки получила соответствующее название – «Медиализация». Это одновременно и утверждение, и обозначение предмета исследования ее участников. Рассказывают «Новости культуры»

Когда на дворе кризис, даже коммерческие галереи берутся за некоммерческие проекты: проводят на своих стендах превью музейных выставок и представляют коллекционеров – пример неконъюнктурных и последовательных отношений искусства и бизнеса. Впервые за историю ярмарки «Арт-Москва» все спецпроекты собраны под одним заголовком – «Медиализация». Название придумано арт-директором ярмарки Кристиной Штейнбрехер.

«Медиализация – это так важно, так строго звучит. Но смысл в том, что все мы играем, нажимаем на кнопки джойстика, йогой занимаемся перед каким-то скрином», – поясняет она.

Скрин – это экран, которых в этот раз на «Арт-Москве» очень много. Можно не только видеоарт смотреть, но и за перформансом в чате наблюдать. Экраны здесь даже на фресках. Мартин Денкер изобразил информационный избыток на рабочем столе персонального компьютера,  а Елизавета Березовская зашила компьютерные датчики в стенки гигантского колокольчика. Они реагируют на прикосновения.

Немецкий художник Ральф Касперс не единственный, кто использует компьютерные технологии для концентрации фотоизображения.

«Я нашел точку съемки в Александровском саду и провел там весь день 9 мая. Затем с помощью компьютерной обработки сделал свой концентрат: умножил образы людей, возлагающих цветы, по горизонтали, и образ кремлевской стены по вертикали», – рассказывает фотограф. 

Современные технологии сегодня – объект рефлексии, способ выражения и практика презентации произведений. Виртуальный филиал немецкого музея создан в подвале Центрального дома художника в Москве. Не выходя из этого подвала, можно посмотреть выставки, которые прошли в городе Эссен. Виртуальная выставка – серьезная экономия на транспортировке, страховке, аренде. Это тот случай, когда медиализация значит – демократизация.

«С одной стороны, это сгущает пространство искусства. С другой стороны, некоторые говорят, что понижается качество. Это действительно есть», – говорит организатор ярмарки Василий Бычков.

Оцифрованная живопись на личной страничке художника  – это способ обойтись без галериста. Впрочем, не каждого, кто работает кистью, это устроит. 

«Для продаж это, наверное, хорошо, но вообще живопись в Интернете выглядит ужасно, честно говоря», – замечает художник Андреас Гольдер (Германия).

Впрочем, бывает, что сделанное на компьютере – осмысленная реплика на традицию доцифрового искусства. Так, Ираида Юсупова и Александр Долгин анимировали проект Франциско Инфанте 1977 года.

«Вот, Пикассо делал "Менины" Веласкеса и так далее. Это распространенная тенденция в искусстве. Здесь сделано примерно то же самое, но на основе не таких отдаленных вещей», – говорит Франциско Инфанте.

Как медиа-технологии изменяют границы искусства – над этим вопросом будут биться участники конференции «Медиализация». Впервые «Арт-Москва» целенаправленно собирает интеллектуалов. 

«Это очень открытая ситуация междисциплинарного знания, которая притягивает к себе новые идеи, концепты, интерпретации», – рассказывает куратор конференции «Медиализация» Александр Евангели. 

За цифровым искусством наблюдают с интересом, но продавать его в России еще мало кто умеет. Ждут, пока потребитель созреет. 

Прошлый год для «Арт-Москвы» был провальным. По сравнению с 2007 годом количество галерей-участников сократилось почти в половину. Оборот был такой печальный, что его даже не публиковали. Но сегодня Василий Бычков надеется на лучшее.

«Рынок еще жив, демонстрирует иммунитет и способность к выживанию в кризисных условиях», – уверен организатор ярмарки Василий Бычков.

Рынок современного искусства – пусть небольшой, но все-таки реальный сегмент экономики. В Великобритании, например, он составляет порой четыре с половиной процента от ВВП. России до этой цифры далеко, но ярмарка «Арт-Москва» на плаву пока держится.

Читайте также:
Международная ярмарка «АРТ-Москва» 2010

В ЦДХ обсудили «Медиа-искусство»

«Арт-Москва» расширяет границы