24.09.2010 | 11:08

75 лет Герарду Васильеву

«Легкий жанр» – так принято говорить об оперетте. Критики зачастую ее не жалуют и считают, что у оперетты богатое прошлое, но нет будущего. С этим утверждением категорически не согласен артист, которого называют рыцарем оперетты и корифеем легкого жанра – Герард Васильев. Бывший офицер упорно шел к заветной мечте стать артистом. Всенародную любовь принесла ему роль мистера Икс из оперетты «Принцесса цирка» Имре Кальмана. Потом кого бы он не играл, его герои мгновенно становились главными, столько аристократичности, блеска, шарма. С его голосом, он мог бы стать и оперным певцом - Васильеву не раз предлагали спеть партию Евгения Онегина. Но артист никогда не изменяет оперетте. Сегодня народному артисту России Герарду Васильеву исполняется 75 лет. Рассказывают «Новости культуры».

Артист, певец, герой, гусар – все это о Герарде Васильеве. В толпе он заметен издалека – сказывается офицерская выправка. Мог бы стать генералом, но так хотел петь, что сразу после военного училища поступил в консерваторию. Вначале пытался совмещать – днем командир взвода, вечером студент музыкального вуза. Был лирическим тенором, потом драматическим, а потом баритоном. «Я девять лет учился в консерватории. Они меня не выпускали до тех пор, пока не сказали: теперь иди, мы верим, что из тебя что-то получится», - рассказывает Васильев.

«Называют Васильев, подразумевают оперетта, говорят «оперетта», подразумевают Васильев. Это имя одно из первых имен Театра Оперетты», - считает народный артист России Юрий Веденеев.

Герард Васильев больше сорока лет на сцене, но продолжает учиться до сих пор. Перед спектаклем обязательно распевается с педагогом. «Вот сейчас я пойду к своему педагогу Никольской, и у меня будет очередной урок по вокалу», - говорит артист.

Маска мистера Икс порой для артиста обременительна. Как-то на творческом вечере Васильев пел романсы Чайковского и Рахманинова, но публика все равно требовала спеть арию мистера Икс из «Принцессы цирка», спектакля, однажды изменившего его личную жизнь. «Мы с Жанной после этого спектакля вместе, однажды сыграли и стали мужем и женой», - говорит Васильев.

От роли мистера Икс Герард Васильев три года назад отказался. Говорит, что не по возрасту. Теперь ему ближе другой образ – римского диктатора в спектакле «Цезарь и Клеопатра». К этой роли шел с накопленным багажом, где есть место и курьезным ситуациям. «Когда темпераментно на колено упадешь, а брюки узкие – трррр, тогда заканчиваешь спиной, прикрывшись фраком», - признается он.

На сцене его герои – идеалы настоящих мужчин, а сам Герард Вячеславович даже не пример, а кумир и для поклонников оперетты и для молодых коллег. Ольга Белохвостова, солистка Государственного театра «Московская оперетта», рассказывает: «Когда он выходит на сцену, все взгляды прикованы к нему». «Как он носит фрак, костюм! Умение подать себя», - восхищается солист Максим Катырев.

Недосягаемый – это не про него. Совершенно спокойно можно подойти к нему и задать вопрос - ответит. К словам, что жанр оперетты сегодня не в моде, относится скептически. «Во все времена спорят, говорят, что оперетта умирает. Все это чепуха. Я уже не обращаю на это внимание, не пытаюсь разубеждать», - признается он.  Доказывая обратное, несколько лет назад создал конкурс для молодых артистов. Для исполнителей, выбравших легкий жанр это и первое боевое крещение, и посвящение в будущие рыцари оперетты.