24.09.2010 | 23:41

"Вечер с Достоевским" в компании Константина Райкина

В начале очередного сезона столичный театр «Сатирикон» сразу установил довольно высокую планку. Публика увидела переведенные на сценический язык «Записки из подполья». Название самой постановки звучит как объявление авторского номера программы: «Константин Райкин. Вечер с Достоевским». Спектакль действительно получился авторским. Недавно актер признался в том, что относит себя к разряду мастеров – а значит, обязан демонстрировать высший разряд. Именно к этому разряду следует отнести и моноспектакль по страницам одного из самых сложных русских классиков. Рассказывают «Новости культуры».

Валерий Фокин в театре не боится ничего. В одну и ту же реку он готов войти дважды. Около тридцати лет назад мастер уже ставил «Записки из подполья» в «Зале на пятом этаже» театра «Современник». Тогда в главной роли тоже был Константин Райкин, но в спектакле были задействованы и другие актеры. Теперь Райкин на сцене один на один с Достоевским. 

«Мы живем в страшное, циничное время. И если тогда этот герой был исключением, сегодня он типичен», – подчеркивает постановщик.

Сценография Александра Боровского – это глухая серая панель, закрывающая сцену таким образом, что она становится продолжением зала. В распоряжении актера нехитрый реквизит, стол, стул и пара костюмов. Впрочем, Константин Райкин, в принципе, и не нуждается в дополнительных элементах. Его энергетики и актерской магии достаточно, чтобы погрузить зрителей в мрачный мир Достоевского.

Постоянный соавтор Валерия Фокина, композитор Александр Бакши в этом спектакле пошел на эксперимент.

«Я никогда не использовал таких открытых жанровых средств, а здесь решил попробовать. Это же такое шоу, душевный стриптиз», – говорит он.

Десять лет назад моноспектакль Константина Райкина «Контрабас» произвел фурор и был признан актерским подвигом. Теперь Райкин пошел на двойной рекорд и предложил моноспектакль по Достоевскому.

«Это такой минимализм, так потрясает! Они пошли против течения и выиграли», – делится впечатлениями народная артистка РСФСР Людмила Максакова.

«Это запредельное мастерство, вещь загадочная, как может один человек, даже будучи выдающимся, гениальным артистом заполнить это пространство?» – говорит народный артист СССР Марк Захаров.

«Мне очень понравилась работа Фокина, как они решили вход в текст Достоевского. Непонятно, то ли это свои слова, то ли Достоевского. Он все про нас знает и так честен», – восхищается режиссер, заслуженная артистка России Марина Брусникина.

Читайте также:
Новый сезон «Сатирикона» и мрачный мир Достоевского