10.08.2012 | 12:04

Реформа высшего образования продолжается

Завершен второй этап вступительной кампании в российские вузы. Приказы о зачислении с фамилиями будущих студентов сегодня будут опубликованы на официальных сайтах и стендах приемных комиссий. Будущие студенты надеются получить качественное образование, как гарантию дальнейшего трудоустройства. Министерство образования и науки разработало критерии оценки эффективности деятельности вузов. Но некоторые пункты этого документа у руководителей крупнейших вузов страны вызывают вопросы. Рассказывают «Новости культуры».

В России 600 государственных и примерно столько же коммерческих вузов. Вместе с филиалами их количество приближается к трем с половиной тысячам. Для сравнения в Италии, где население всего в 2,5 раза меньше, чем в России, вузов чуть больше 50. Раздутую систему российского образования решено сокращать за счет неэффективно работающих вузов. За три года – примерно на 20 процентов.

«Система образования требует развития, причем бурного, – считает ректор Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана Анатолий Александров. – Потому что страна на пороге модернизации. И если мы не сумеем это сделать, то мы не сможем войти в число развитых стран».

«В Москве есть порядка 60 вузов, которые представляют давно ушедшие в прошлое отрасли промышленности, – говорит ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав. – Кузьминов Например, машиностроение для текстильной промышленности. У нас сама текстильная промышленность сжалась. Представьте, сколько мы станков запроектируем, а мы выпускаем до сотен людей в год, делая вид, что это кому-то надо».

Главная цель реформы всем понятна – повысить качество образования, сделать более эффективной деятельность вузов, создать на их базе научные центры для проведения фундаментальных исследований. Но пока не сформулированы правила – в списке может оказаться кто угодно.

«Где критерии оценки эффективности деятельности вузов? – задается вопросом ректор Воронежского государственного университета Дмитрий Ендовицкий. – Где критерии качества, где механизм ротации статуса вуза, если он показал себя как не эффективный?»

Министерство образования предлагает 4 основных критерия. Первое – образовательная деятельность. Учитывается здесь и число абитуриентов с высоким баллом ЕГЭ, и количество выпускников, получающих стипендии президента и правительства. И главное – высокий показатель удачного трудоустройства по окончании вуза. Второй критерий - научно-исследовательская деятельность. В Союзе российских ректоров – считают едва ли не самым главным.

«Это и само качество образования, качество научных школ, публикации, цитируемость, объем научно-исследовательских работ, – отмечает Анатолий Александров. – Это отличает университет от заштатного учебного учреждения».

И еще два критерия эффективности и успешности ВУЗа, которые предлагает Минобрнауки – международная и финансово-экономическая деятельность. В необходимости последнего сомневаются ректоры творческих вузов.

«Трудно ожидать реализацию этого пункта в творческих вузах, – полагает ректор Литературного института имени А.М.Горького Борис Тарасов. – Ну какая финансовая деятельность может там вестись? Я понимаю, может быть, отчасти какие-то материальные коллективы что-то исполнять, но в целом эта позиция должна быть дифференцирована по отношению к разным вузам».

С творческими ВУЗАМИ вообще все не просто.

«Творческие вузы – они настолько штучны, и настолько они недорого обходятся государству, что слияние представляется невозможным, – считает , ректор Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина Борис Любимов. – Две консерватории, Московская и Санкт-Петербургская. Ну, и сразу возникает вопрос – где столица?»

У руководителей крупнейших вузов есть и собственные предложения по повышению эффективности образовательной системы, порой довольно радикальные. Например, сокращать сами сроки обучения. Если будущий студент не намерен заниматься фундаментальной наукой.

«Получить статус, лучшие навыки общения, в большинстве стран для этого есть другие формы, – говорит ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов. –В США половина высшего образования это двухлетние колледжи. Там тоже большая доля выпускников школ идет в колледж. Но идет на два года, приобретает профессию, потом кто-то на нормальное высшее поступает, но они социальную задачу свою решают».

Российский союз ректоров уже предложил Министерству образования и науки около тысячи поправок и дополнений к документу. Но, в сущности, все сводится к одному – проводить реформу не командным методом и не превращать объединение вузов в «укрупнение колхозов».

«Бывает вуз маленький, но он очень значим для данной отрасли, – говорит ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий. – И, казалось бы, ну что там… а без него может что-то потерпеть крах. А, во-вторых, вузы имеют большую роль в регионе. Это хранители языка, культуры, национальных особенностей – это тоже надо учитывать».

Главное, считает Виктор Садовничий, когда будет решаться судьба отдельных вузов, не относиться к ним как к бизнес-структурам. А к самому образованию – как к образовательным услугам.